Vcelarstvi

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Вторник марта 19, 2024
пчеловод

пчеловодствоКогда я начинал заниматься пчеловодством, хотел пчелам организовать жизнь по-своему. Постепенно научился понимать их, и теперь им лишь прислуживаю. На приносе меду это почти не отразилось. Стараюсь постоянно изучать их жизнь. Не заглядывая в улей, по внешним признакам определяю, что происходит внутри, при этом нет необходимости излишне беспокоить семью. Получаю удовольствие.

Несмотря на то, что имею небольшое количество семей, я несколько раз подвергался чрезмерным нападениям пчел. Председатель нашего общества активно использует профилактические меры по предупреждению роения, которые действуют и против ужалений. Регулярно меняет маток, а когда выводит своих, дает зрелые маточники, выведенные в неройливых и продуктивных семьях-воспитательницах.

 
 

Говорит, что прием маток, заменяемых с помощью маточников, гарантированно 100%-ный, и новую матку он не выискивает, а контролирует ее присутствие в семье лишь позже. Предпосылкой является хорошее состояние семьи-воспитательницы. Каждый год часть его семей получает новых маток контролируемого происхождения, и он утверждает, что семьи с молодыми матками не только никогда не роятся, но и очень спокойные.

Поскольку я не могу со своими пчелами действовать так и полностью соблюдать требуемые сроки, работаю несколько по-другому по мере своих сил и возможностей. К сожалению, не могу работать с целыми корпусами из-за их веса (мне уже 79 лет). Мои семьи роятся естественным образом, а поэтому имею большой опыт работы с роями. Не случалось со мной, чтобы мои пчелы нападали: наоборот, мне несколько раз приходилось пчелиные рои, вьющиеся надо мной, прививать на удобное мне место, а однажды даже начали садиться прямо на меня. Полагаю, что причиной является запах одежды, особенно меда, особенно когда находишься под ним. Признаюсь, что с возрастом для меня поимка какого-либо севшего роя стала трудной проблемой, поскольку я уже не влезаю и на приставную лестницу.

Рои объединяю через газетный лист с последующей поимкой матки; в новый улей с новыми сотами сажаю несколько роев. Я максимально спокоен, пока мне удается, чтобы там правила матка второго роя из улья с продуктивными пчелами, т.е. молодая. Такая семья уже на первом медосборе даст прекрасный мед. Признаюсь, что я бы работал рациональнее и лучше нашего председателя, но этого, в силу выше приведенных причин, не могу. Полагаю, что с подобными причинами у нас сталкиваются и другие пожилые пчеловоды.

Первый случай сильной агрессии семьи произошел у меня несколько лет тому назад, когда неудачно менял ей двулетнюю матку. Хотя матку поймал, и маточники разрушил, и необходимое время выдержал, они все же нашли возможность вывести свою, а подсаженную хорошую матку погубили. Вдобавок для меня и сегодня является загадкой, где они нашли необходимое для этого яйцо. При последнем стремлении поймать матку пчелы набросились на меня, что было, правда, связано с моей некоторой неаккуратностью. Мою пчеловодную сетку буквально облепили, некоторые «прожигали» через одежду, а другие искали какую-нибудь прореху, ловко пролезали в штанины, в рукава и под сетку и жали прямо в голое тело. Я потом насчитал около 70 жал, которые моя жена вынимала пинцетом. Вынужден был обратиться к врачу, который «вкатил» в меня хлористого кальция, и наблюдал за мной в течение получаса, когда я лежал на топчане. Понял, что большое количество ужалений ведет к снижению артериального давления. Когда немного отлегло, эту семью я вечером закурил сернистым газом, насыпав серу в разожженный дымарь. Но рекомендовать это другим я не могу, поскольку в результате реакции серы и железа при высокой температуре, дымарь, что называется, прогорел, и я вынужден был его выбросить. Для этой цели годятся старинные, давно уже не применяемые, глиняные дымари.

Описанный случай считаю проявлением повышенной агрессивности. Семьи в соседних ульях были нормальными, спокойными, и, возможно, как уже сказал, это было результатом моей небрежности, которая со мною, надеюсь, не повторится.

К написанию этой статьи меня привел прошлогодний случай исключительной агрессии. Мне неизвестно, почему пчелы из одного улья были так раздражены, были так агрессивны, что я от них вынужден были спасаться бегством. Нападение происходило шумной толпой, и пчелы сопровождали меня даже до погреба. Я был почти весь обсыпан пчелами. Я чувствовал, как перед тем как вонзить в меня жало, лезут во многие нежные места и выбирают самые чувствительные. Вынужден был сметать их щеткой; так еще и в погребе нападали группами. Выпуская их, я все еще непрестанно подвергался нападению, и мне потом пришлось опять вытаскивать вонзенные жала. С таким нападением толпой и сопровождением меня вплоть до дому, я встретился впервые. Поведение их напоминало поведение африканских пчел, как их показывали по телевизору.

Антигистаминный препарат от аллергии и крем от укусов насекомых уменьшили последствие. Как уже говорил, пчелиный яд снижает кровяное давление, и даже отказался от таблеток против своей гипертонии. Поскольку ужалений было меньше, чем в прошлый раз, к врачам не пошел. Ход я уже знал. К ночи основательно опух, повысилась температура, а позже начался озноб. Спать не мог.

Поскольку пчелы атаковали соседей и прохожих, решил всю семью, не задумываясь, уничтожить. Серный фитиль я вечером запалил в тарелке и дал на рамки в закрытый улей, прикрыв дополнительным корпусом и крышкой. Окись серы тяжелее воздуха, а кроме того, мертвые пчелы, осыпаясь, не могут погасить фитиль. Вся эта работа тяжела и неприятна, и никому ее не пожелаю.

В другой семье, которая была спокойной, мне удалось найти и поймать матку. Матку, помещенную в клеточку, положил на дно улья, улей быстро привел в исходное состояние, и на неделю оставил в покое. Пчелы матку хорошо кормили и не чувствовали себя сиротами, а за это время последние личинки состарились настолько, что уже не годились для закладывания на них маточников. Через неделю матку, заключенную в клеточку, из улья вынул, и семья до следующего дня осталась без матки. Тщательно облачившись в защитную одежду и вооружившись приспособлениями, злую семью объединил через газету с хорошей семьей. Добавлю, что в той семье, которая научила меня осторожности, я должен был переносить последовательно рамку за рамкой, поскольку всю надставку мне просто не унести. Привел в порядок злющую семью, пересадив через газету в новый корпус, поставленный над соседним хорошим ульем. У пчел это, видимо, вызвало шок из-за того, что попали они в уже заселенный улей. Поэтому были в замешательстве и не защищали свое пространство так интенсивно. Их основной улей я убрал. Так за пару дней объединением я получил одну сильную семью. Переставил ульи подальше от людей, и ситуация стала терпимой. Нападения продолжались возле улья вплоть до следующей весны, пока постепенно не вымерли «злые» пчелы.

Помещение матки в клеточки на дно, считаю хорошим приемом. Это действительно простая и действенная изоляция. По моему мнению, это эффективнее, чем клеточка из проволочной сетки, вдавленная в сот. Матку, которая осталась в улье, пчелы не могут освободить, выгрызая сот. Нахождение ее на дне улья, как оказалось, не вредно.

По-моему, семья, в которой обнаружилась агрессивность, сама по себе не исправится, а наоборот, становится все хуже. Решать проблему следует сразу при появлении первых признаков, чем потом улаживать отношения с соседями. Если пчелы начали нападать на посторонних, не вижу других приемлемых решений, как только погубить такую семью. С другой стороны, я заметил, что агрессивные семьи успокаиваются, если убрать у них матку и объединить с хорошей семьей. Мне кажется, что на агрессивность, кроме генетической предрасположенности, имеют влияние и феромоны другой яйцекладущей матки. Правда, не имею по этому поводу никаких объективных доказательств, но нечто подобное можно предположить, когда осиротелой семье через какое-то время возвратить даже их прежнюю матку. Поймал ее в медовом корпусе, поэтому ошибочно считал, что еще одна находится в гнезде. Из злых, разбегающихся, пчелы, после возвращения им их родной матки, прямо на глазах опять превратились в миролюбивых, и на сотах сидели спокойные, хорошие пчелы.

Вспомнил случай, описанный в одной австрийской газете, когда местные граждане были озабочены агрессивностью пчел. Пчеловодная комиссия, рассматривающая этот случай, посетила пасеку с намерением провести объективные проверки на агрессивность, но вынуждена была убегать, несмотря на то, что была должным образом подготовлена. Агрессивность оказалась результатом скрещивания местных пчел и привозных маток, которых хозяин пасеки закупил у какого-то непроверенного матковода. Как в дальнейшем решилась эта ситуация, не знаю.

 
 

Агрессивность пчел сама по себе является врожденным свойством, хотя мы ее своими селекционными способами пытаемся частично подавить. Должен констатировать, что злая семья на самом деле дает больше меду, но вопрос в том, что компенсирует ли это сложность работы с такой семьей? Обслуживание семьи, в которой отмечается повышенная агрессивность, не просто. Считаю, что причиной, способствующей агрессивности, является один из трутней, с которым спарилась матка, и через определенное время приходит его очередь оказывать влияние на потомство. Его гены в комбинации с генетическим набором матки приводят к тому, что вместо «нормальных» появляются исключительно агрессивные пчелы. А если их полный улей, то нападают они массой.

Возник у меня вопрос к специалистам: как можно приведенное агрессивное поведение нашей семьи отличить от поведения африканских пчел, и когда и каким образом появился у нас это ген?

Мой тесть, всю жизнь занимающийся пчеловодством в большем масштабе, чем я, ни о чем таком не говорил. Однако несколько раз, положа руку на сердце, мы оставляли у себя для разведения только темных маток, которые, как мы были убеждены, лучше для местных условий. При выводе маток я встречался с матками трех расцветок: темной, светлой и темно-серой, но наблюдать какой-либо связи с агрессивностью мне не случалось. В упомянутой агрессивной семье я матку не нашел, поэтому не могу описать ее вид.

Сам же я не имею возможности дальше заниматься агрессивными семьями, но прошу принять мой опыт, — откладывание принятия решения ведет лишь к ухудшению состояния.

Milan Doubrava

Včelařstvi № 10/11

Пер. с чешск. В. Ефимов

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 127 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика