В журнале «Пчеловодство» (№2, 2003) опубликована интересная статья А.И.Касьянова «Биология обогрева пчелиного гнезда». С некоторыми ее положениями не согласился В.Г.Жаров. У меня есть свои соображения на эту тему.
А.И.Касьянов правильно считает, что неправомерно приписывать выработку тепла только пчелам центральной части клуба. С помощью формулы Ньютона-Рихмана он показывает, что его количество, выделенное одной пчелой в центре клуба, в три раза больше, чем особью на его поверхности. Используя эту же формулу, В.Г.Жаров показал, что в морозы особи наружного слоя корки клуба должны вырабатывать тепла больше, чем насекомые теплового центра. Затем он отверг свой вывод, как заведомо ложный, утверждая, что основные производители тепла — активные пчелы, находящиеся в благоприятных условиях, то есть в центральной части. Он предлагает ученым провести дальнейшие исследования. Его сомнения не беспочвенны.
Дело в том, что В.Е.Савицкий в свое время показал, что расчеты по формуле Ньютона-Рихмана дают сильно завышенные результаты. В частности, теплоотдача пчелы вне клуба в 19 раз больше, чем в клубе. Эта цифра говорит о целесообразности собирания семьи в клуб на зиму. В.Е.Савицкий предположил, что пчелиный клуб — это пористая система с внутренними источниками тепла, которая по своим терморегуляторным возможностям должна быть аналогичной гомойтермному организму, который в определенном температурном интервале стремится поддерживать обмен веществ, а следовательно, и теплоотдачу на более или менее постоянном уровне, изменяя теплоотдающую площадь поверхности. Он также сделал вывод, что в отношении теплоотдачи зимующая семья должна подчиняться закону Рубнера: у сильных семей, где отношение площади поверхности клуба к его объему меньше, чем у слабых, теплоотдача сравнительно меньше. Действие этого закона нашло отражение в таблице 2 статьи А.И.Касьянова, хотя прямо об этом не сказано.
П.Г.Москаленко установил, что корку клуба формируют пчелы с лучше развитым жировым телом и яичниками. Он предположил, что для компенсации больших тепловых потерь они продуцируют больше тепла. Делать это они могут не только за счет поедания меда, но и растрачивая запасы своих питательных веществ («Пчеловодство» №12, 1987). А.Ф.Семененко, проанализировав данные исследований К.И.Михайлова, О.С.Львова, Т.С.Ждановой и Г.А.Аветисяна, пришел к выводу, что основные производители тепла в клубе — пчелы корки, составляющие от 45,7 до 66,7% от общего количества особей в каждой улочке, у которых на 26–62% больше каловая нагрузка (ж-л «Пчеловодство» №2, 1989). А.Д.Трифонов на основе проведенных им расчетов сделал вывод, что температура в центре клуба больше, чем на его поверхности, не потому, что находящиеся там насекомые выделяют больше тепла, а потому, что здесь действует закон теплообмена. Практика показывает, что расход корма в центральных улочках всегда меньше, чем в крайних («Пчеловодство» №1, 1998). Я считаю, что аргументы этих авторов достаточно убедительны.
В.Г.Жаров тонко заметил, что уподоблять клуб пчел вороху влажного зерна не совсем корректно, так как в клубе происходит регулирование температуры в зависимости от изменений внешней среды. Кроме того, особи в его центре располагаются более свободно, чем в корке, поэтому эффект их взаимного обогрева здесь проявляется значительно слабее. Хотя пчелы в клубе, по словам А.И.Касьянова, ведут себя как типичные пойкилотермы и им свойственно повышать уровень обмена веществ с повышением температуры, но это их свойство в центре клуба нейтрализуется повышенным содержанием углекислого газа, что легко доказать основываясь на диффузионной теории Крога.
А.И.Касьянов пишет, что когда возможности снижения потерь тепла за счет сжатия клуба исчерпаны, а наружная температура продолжает понижаться, то температурный режим семьи восстанавливается повышением тепловыделения за счет увеличения расхода корма. Это верно, но что происходит в это время с клубом, он не раскрыл. А происходит следующее. В связи с увеличением расхода меда у пчел возникает повышенная потребность в кислороде для его окисления и для дыхания, то есть требуется все больше свежего воздуха. При максимальном сжатии поступление его в клуб ограниченно, ограничен и вынос все большего количества углекислого газа, выделяемого пчелами. Это заставляет клуб расширяться, что и отметил В.Г.Жаров по данным Т.Г.Харченко. Это происходит и в других случаях: при необходимости перехода клуба на новые участки сотов с запечатанным медом, при снижении температуры в центре клуба до критической (14°С), при периодической внутриклубовой вентиляции и во время принудительной вентиляции гнезда для удаления избытка углекислого газа. В.Г.Жаров не совсем прав, говоря, что клуб целенаправленно изменяет свою структуру для снижения потерь тепла. Для сжатия такие утверждения верны, а для расширения — нет.
А.И.Касьянов пишет, что пчелы в корке сидят спокойно, но долго оставаться так не могут. Они вынуждены пробиваться в теплую зону, где можно пополнить запасы корма. Повышенная концентрация углекислого газа заставляет их двигаться обратно к поверхности клуба, где холодно. Это происходит вопреки тому, что они обычно стремятся мигрировать в теплое место. Создается впечатление, что пчелы корки постоянно снуют туда-сюда. Такое явление не соответствует действительности. Кроме того, возникает вопрос: почему для пчел, находящихся постоянно в тепловом центре, повышенная концентрация углекислого газа — комфортная среда, а для пчел корки — угнетающая? В.Паршиков считает, что пчелы из центра клуба не могут переместиться в корку из-за их неполноценности: они поздно родились, осенью не могли облететься, не смогли нарастить жировое тело, а особи корки не могут переместиться к центру из-за их оцепенения. Он делает вывод, что особи, занявшие определенное место осенью, не меняют его до весны («Пасека России» №9, 2004). Возможно, частично он прав, но относительно пчел корки его слова не соответствуют действительности, так как запасенного в зобике меда насекомому хватает примерно на 30 дней.
Считаю, что расположенные в этой зоне насекомые, особенно в верхней ее части, не могут пробиться внутрь клуба в любое время, тем более при максимальном его сжатии. Известно, что пчелы в нем периодически поднимают температуру до 25°С. При этом клуб расширяется и переходит на новые участки сотов с запечатанным медом. Одновременно происходит и удаление излишков углекислого газа. Вот в это время часть пчел корки, у которых запасы меда на исходе, переходят ближе к корму, согреваются и наполняют зобики кормом, затем они могут вернуться на место, которое соответствует их физиологическому состоянию. После этого пчелы успокаиваются. По мере охлаждения клуб постепенно сжимается, и при снижении температуры в центре клуба до 14°С пчелы вновь возбуждаются и происходит то, что описано выше (И.Халифман, 1952; М.Мачичка, 1988). По данным В.А.Гайдара («Пчеловодство» №10, 1993), пики температуры внутри клуба наблюдаются через 10–19 ч в зависимости от наружной температуры. Сказанное В.Паршиковым в какой-то степени верно по отношению к пчелам верхнего слоя корки, которые при попытке пробиться внутрь клуба часто срываются, падают на дно и там замерзают. Они составляют основную массу зимнего подмора (А.Ф.Семененко «Пчеловодство» №3, 1989).
Н.В.РЕШЕТНИКОВ
г. Уфа

У пчеловодов Китая
июль 12, 2014
Хочу получить ответ
окт 17, 2014
Особенности ловли бродячих роев…
янв 18, 2023
Без пыльцы нет пчел
мая 15, 2014
Заслонка для летков
март 5, 2018
Опыт заготовки продуктов пчеловодства…
окт 3, 2022
Изучение цветового зрения маток медоносн…
янв 30, 2015
Весеннее разведение пчел в теплицах…
апр 11, 2023
Радиальная медогонка
дек 1, 2014
Карника в ФГУП ППХ «Майкопское»…
дек 2, 2016
Вывожу личинок моли
март 18, 2016
Выбираем улей
дек 23, 2020
Робот пчелы впервые взлетел…
фев 20, 2016
Улей, с которым приятно и легко работать…
дек 3, 2020
Случайная замена
июнь 19, 2024