Синдром повышенной утомляемости (СПУ) был впервые описан в статье академика А.Ф.Возианова, профессора Г.Н.Дранника с соавт. в 1991 г.
Сообщалось, что при обследовании 1030 практически здоровых людей, работавших на различных промышленных предприятиях Киева и Киевской области (в цехах по производству лекарственных препаратов, включая антибиотики; занимающихся электрогазосваркой, профессиональной работой на компьютере), у 736 человек (то есть 76%) были выявлены довольно существенные отклонения в состоянии здоровья.
У них чаще наблюдались острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), обострения, а также хронические фарингиты, хронический бронхит и заболевания сердечно-сосудистой системы.
В результате клинического обследования у них выявлен симптомокомплекс, получивший название СПУ. Выяснено, что СПУ у большинства наблюдавшихся сформировался через 2–3 года после аварии на Чернобыльской АЭС: снизилась трудоспособность, в дневное время наблюдалась повышенная сонливость, а ночью нарушение сна (бессонница, позднее засыпание, раннее просыпание, кошмарные сновидения); повышенная утомляемость, немотивированная тревога, значительное ухудшение памяти на текущие события, апатия, периодически повышалась температура тела в пределах 37,2–37,9°С (субфебрилитет), першение и боли в горле, повышенная раздражительность и эмоциональная лабильность.
Все это побудило нас изучить причины развития клинических особенностей данного синдрома и рациональных подходов к его лечению и профилактике.
В результате клинико-эпидемиологических и иммунологических исследований, проводимых совместно с профессором Г.Н.Дранником, было установлено, что СПУ — широко распространенное патологическое состояние в особенности среди жителей крупных промышленных регионов с высоким уровнем загрязнения окружающей среды отходами индустриальных производств.
Основная причина развития СПУ — неблагоприятное влияние, и прежде всего на иммунную систему, чужеродных для организма химических веществ (ксенобиотиков) или радиационного фактора, то есть загрязненных радионуклидами продуктов питания. Эти факторы обусловливают формирование синдрома экологической иммуносупрессии, то есть нарушений иммунной системы, в частности подавление противовирусного иммунитета.
У больных СПУ чаще отмечаются рецидивы герпетической инфекции. По нашим наблюдениям, герпетическая сыпь на фоне ОРВИ возникала повторно у 75–80% пациентов. Вирус герпеса резко подавляет иммунитет. В результате активизируются очаги хронической бактериальной инфекции в организме, и поэтому обостряются хронические воспалительные заболевания, вызываемые преимущественно стафилококками или стрептококками (хронический тонзиллит, хронический бронхит, фарингит и т.д.).
Полученные данные иммунологического обследования и дальнейшего проведения иммунологического мониторинга показали прогрессирующее ухудшение с течением времени иммунных показателей у больных СПУ. В конечном итоге отмечалась трансформация СПУ в синдром хронической усталости (СХУ), что значительно ухудшало прогноз в плане восстановления трудоспособности.
Мы считали, что больные СПУ нуждаются в нормализации иммунитета и одновременно в коррекции хронических инфекционных очагов в верхних дыхательных путях.
Для нормализации иммунитета сначала использовали различные сорта меда с добавками производства ряда специализированных предприятий стран СНГ (мед с облепихой, инжиром и грецкими орехами; горный мед и т.д.). При этом у большинства пациентов отмечался положительный эффект, однако полной нормализации иммунного статуса у всех пациентов добиться не удалось.
Тогда решили использовать особый вид монофлерного меда, собранный с эхинацеи пурпурной (Echinacea purpurea L.), обладающий четко выраженным иммуноактивным эффектом.
Мы обратились за помощью к известному пчеловоду-любителю, главному врачу Кременского района Луганской области, кандидату медицинских наук А.А.Высоцкому. В 1993 г. на площади 9 га посеяли эхинацею пурпурную, а в центре этого участка разместили 18 сильных семей пчел. В результате в августе—сентябре 1993 г. получили первый монофлерный мед с эхинацеи.
Он имел интенсивный ярко-желтый цвет со слабым пурпурным оттенком, очень приятный вкус и запах. Исследования, выполненные по нашей просьбе доктором биологических наук Б.П.Романюком, показали его высокую биологическую активность как иммуностимулятора, а также в отношении повышения функциональной активности паренхимы печени, в том числе усиления антитоксической функции этого органа.
Это дало нам основание использовать эхинацеевый мед для лечения больных СПУ. Пациентам назначали его по 80–100 г в сутки в три приема вместе с зеленым чаем, а также дополнительно прополис в чистом виде или в форме его препаратов с маточным молочком.
В своей работе чаще всего используем таблетированный препарат, содержащий 0,03 г густого экстракта прополиса и 0,03 г лиофилизированного маточного молочка, который назначаем по 2–3 таблетки 3–4 раза в день в течение 30–40 дней. Согласно инструкции таблетки принимают внутрь за полчаса до еды.
Однако убедились, что лучший эффект достигается при сублингвальном их употреблении (таблетки держат под языком до рассасывания). Мы также используем препарат пропосол, содержащий в одной таблетке 0,03 г густого экстракта прополиса и 0,1 г сухого экстракта корня солодки в тех же дозировках.
При наличии у больных СПУ воспалительных процессов в полости рта (афтозный стоматит, гингивит, глоссит и т.д.), в том числе когда поражение вызвано вирусом герпеса, дополнительно применяем также аэрозоль пропосол для орошения пораженных участков слизистой оболочки.
Он обладает противовоспалительными свойствами, дезинфицирующим (антибактериальным) и регенерирующим (ранозаживляющим) эффектом, а потому очень полезен больным СПУ с хроническими воспалительными процессами в полости рта и ротоглотке (фарингит, тонзиллит). Основными действующими веществами этого аэрозоля являются компоненты прополиса: флавоны, флавоноиды, производные коричной кислоты и другие биологически активные вещества.
В зависимости от достигнутого эффекта как в клиническом, так и в иммунологическом отношении можно повторить курс приема вышеуказанных препаратов и продуктов пчеловодства. При этом дозы и длительность их применения могут варьировать в зависимости от самочувствия пациентов и достигнутых успехов в лечении.
В.М.ФРОЛОВ,
доктор медицинских наук,
Н.А.ПЕРЕСАДИН,
доктор медицинских наук,
профессор