Нарастающий всеобщий интерес к проблеме солнечно-земных связей вызван многими причинами. Прежде всего выявилось большое прикладное значение этой проблемы для радиосвязи, магнитной навигации, безопасности космических полетов, прогнозирования погоды, развития биологии, медицины и т.д.
Мы сегодня понимаем, что солнечная активность, как главный источник космической погоды, может отрицательно влиять не только на технологические, но и на экологические и биологические системы, включая организм, здоровье и все виды деятельности человека. Биосфера, особенно люди и животный мир, очень чувствительны к солнечной и геомагнитной активности и изменениям в них.
Согласно «Шкале космической погоды для геомагнитных бурь», разработанной Национальной океанографической и атмосферной администрацией США (NOAA), негативные эффекты магнитных бурь на животных начинают ощущаться уже на уровне геомагнитной бури класса G1 (максимум G5) и эти эффекты становятся ярко выраженными при более сильных возмущениях магнитного поля Земли.
Так как все живые организмы находятся под непосредственным контролем естественных магнитных полей, то все процессы, воздействующие на эти поля (изменения солнечной активности, солнечные вспышки, вариации в солнечном ветре, солнечные корональные выбросы массы, возмущения геомагнитного поля, или геомагнитные бури и т.д.) будут косвенно или непосредственно влиять на них и тревожить.
Результаты исследований известного ученого Гоулда (J.L.Gould) показывают, что почтовые голуби и медоносные пчелы, а вероятно, и акулы, и различные бактерии реагируют на магнитное поле Земли и его изменения. Так, почтовые голуби в условиях с возмущенной геомагнитной обстановкой часто путают направление по дороге домой. Как было выявлено этим ученым с коллегами, медоносная пчела чувствительна к магнитным полям: ее известный виляющий танец изменяется, когда экспериментаторы экранируют ее от магнитного поля Земли.
Исследования показали, что при возмущении магнитного поля Земли (геомагнитное возмущение) ориентация танца может иметь ошибки в 20% случаев. Рои также показывают унаследованный эффект магнитного поля: они неизменно строят соты, ориентированные в том же направлении, что и в родительском гнезде. Замечено, обитательницы улья покидали в панике гнездо за несколько минут до землетрясения и возвращались только спустя 15 минут после него.
С целью изучения возможного влияния космической погоды (периодических изменений солнечной и геомагнитной активности, а также отдельных солнечных энергичных событий и вызванных этими событиями геомагнитных штормов) на пчел и производство меда мы собрали данные по различным регионам мира с развитым пчеловодством (Россия, Европа, Канада и т.д.) и по ряду районов Азербайджана.
Особое внимание мы уделяли анализу всемирных данных производства меда (1975–2001 гг.), которые имеют надежную статистику и, по нашему мнению, отражают возможное глобальное воздействие космической погоды. Поскольку Канада считается одним из геомагнитно неблагоприятных мест, в смысле прямого и потенциального влияния космической погоды (высокие широты, непосредственная близость к магнитному полюсу, где энергичные частицы могут легко проникнуть в нижние слои атмосферы вдоль почти перпендикулярных геомагнитных силовых линий) на биологические системы, мы обратили особое внимание на изменения численности семей пчел в этой стране.
Проведенный математический анализ (спектральный Фурье-анализ) показал существование устойчивой 12-летней периодичности в медосборе. Данные охватывают 27 лет, то есть 2,5 11-летних квазипериода активности Солнца (11 лет — это среднее значение периода; фактическое значение колеблется от 9 до 12,75 лет). Как видим (рис. 1), эти значения достаточно близки друг к другу и к 12,5-летнему периоду степени возмущения магнитного поля Земли.
Анализ данных показал наличие 6- и 4-летних периодов, также наблюдающихся (в виде квазипериодов) в изменениях возмущенности магнитного поля Земли и некоторых механизмах проявления солнечной активности. Отмечен второй 12-летний период изменения медосбора, сдвинутый относительно основного на 1,5 года.
Кривые (так называемые Фурье-кривые), соответствующие найденным периодам, и кривая медопродуктивности семей приведены на рисунке 1 в произвольных единицах. Для понимания их взаимосвязи необходим учет следующих астрономических факторов: 1) прямое воздействие изменения активности Солнца; 2) воздействие изменения активности Солнца на состояние магнитного поля Земли, а затем возмущений геомагнитного поля на поведение и самочувствие пчел; 3) сложный характер изменения возмущенности магнитного поля Земли и его влияние на поведение пчел. Учет всех этих факторов достаточно хорошо, на наш взгляд, объясняет размер медосбора пчел.
Таким образом, величина медосбора значительно увеличивается в годы, когда минимумы солнечной и геомагнитной активности приблизительно совпадают (1975–1978, 1986–1989, 1995–1998 гг., рис. 2); число пятен на Солнце иллюстрирует изменение его активности (чем больше пятен, тем выше активность Солнца).
Как правило, годы максимального медосбора расположены между максимумами геомагнитной активности в фазах усиления или ослабления (принадлежащих к различным соседним солнечным циклам) 11-летнего цикла солнечной активности. Относительно существенный минимальный медосбор обычно приходится на годы антисовпадения (то есть совпадения максимума одной кривой с минимумом другой) солнечных и геомагнитных активностей, например 1980 г. Затем начинается длительный, приблизительно 10–11-летний рост медосбора (отмечается вторичный, но неглубокий минимум) до следующего антисовпадения в 1992 г. и далее процесс повторяется.
Поскольку солнечный 11-летний цикл является квазипериодическим процессом (например, солнечные циклы №20, 21 и 22 имели следующие длительности: 11,67; 10,25 и 9,75 лет соответственно) с различными длинами фаз роста (усиления) и спада (ослабления) солнечной активности, то было бы неразумным ожидать точного совпадения полученных кривых, описывающих медосбор и изменения гелиогеофизических ситуаций в пределах долгого периода времени. Ведь сравнение идет со строго периодическими Фурье-кривыми, вычисленными на основе Фурье-анализа кривых солнечной и геомагнитной активности.
Э.С.БАБАЕВ,
Ф.Р.МУСТАФА, П.Н.ШУСТАРЕВ
Шамахинская астрофизическая обсерватория им. Н.Туси,
Национальная академия наук Азербайджана
www.shao.az,