Веками пчеловоды стараются получить от пчел как можно больше меда. Но даже при этом стремлении они придерживаются экстенсивных технологий при уходе за пчелами. А такие технологии не способствуют увеличению продукции. Пчеловод отбирает только излишки произведенного пчелами меда.
Для увеличения производства меда при любой технологии – экстенсивной или интенсивной – нужно обеспечить своим пчелам отличный взяток, оптимальные условия существования при минимуме их беспокойства.
Подытожить принципы экстенсивного пчеловодства попытался Thomas Kober – немецкий пчеловод и матковод. Размышляя над пасечными работами и имеющимся в распоряжении пчеловода инструментарии и оборудовании, он обратил внимание на возможность пчеловода облегчить жизнь себе и пчелам. Результат этих размышлений и предлагается нашим читателям.
Улей. В случае применения простого, объемного улья с большими рамками трудозатраты и себестоимость продукции бывают меньше, чем в случае ульев такого же объема, но с малыми рамками. Работа с большими ульями более эффективна. Например, при оснащении проволокой больших рамок в результате одной такой операции поверхность сотов получается больше.
Кочевка. Обычно экстенсивная пасека кочевок не предполагает. Но, очевидно, это возможно только в местностях, где вблизи имеются достойные внимания источники нектара. Если же пчеловод не имеет возможности обеспечить своим пчелам хороший взяток, то кочевка временами может оказаться необходимой, особенно если у него есть деловой контакт с владельцами соседних плантаций. Прежде чем принять решение о кочевке, следовало бы провести несложный экономический расчет. Прежде всего, это касается пчеловодов небольших пасек. При расчете следует принимать во внимание возможный доход от полученного при кочевке меда, стоимость переездов с пчелами на взятки, всевозможные разъезды, время, потраченное на переговоры с владельцами плантаций и на кочевки. Для пчеловода, придерживающегося принципов экстенсивного пчеловодства, знающего стоимость рабочего часа, это время имеет конкретное денежное выражение.
В районах с обильными взятками часто дело доходит до «перенаселения» пчелосемей, особенно в случае падевого взятка. Наличие большого количества семей рядом друг с другом грозит возникновением воровства, распространением болезней и паразитов. Как считает Kober, 8-12 семей на одном точке являются оптимальными. При этом важно учитывать и расстояние между точками. Считается, что пчелы интенсивно используют взяток, находящийся в радиусе 0,75 км. Следовательно, расстояние между точками должно быть не менее 1,5 км. Это также считается оптимальным и с точки зрения плотности наполнения пчелами окружающего пространства.
Болезни. Пчелиные семьи, содержащиеся по экстенсивной технологии, меньше подвержены заболеваниям. Причина кроется в хорошем обеспечении пчел медом вместо различного рода сиропов. Исключением является ущерб от варроатоза. Без обработки против паразита семьи раньше или позже погибают. Пчеловод, однако, и здесь имеет возможность выбирать наименее трудоемкий и более простой способ противоварроатозной обработки.
Ротация семей. Ротация семей, заключающаяся в объединении весной или осенью старых продуктивных семей с отводками, занятие довольно трудоемкое, таящее в себе много опасностей. Если, например, в одной из объединяемых семей имеется какое-либо заболевание, возможна потеря двух семей. Экстенсивная технология предусматривает целенаправленную полную изоляцию отдельных семей.
Весенняя стимулирующая подкормка. Идеальная ситуация такова, что пчеловод оставляет на зиму пчелам столько меду, сколько им нужно, а отбирает только излишки. При этом необходима правильная оценка потребностей пчел и контроль запасов. Пчеловод не должен обманывать своих пчел. В экстенсивном содержании нет места для весенней подкормки. Случается, конечно, что, например, в результате тихого воровства пчелосемья уходит в зиму с недостаточным запасом корма. Тогда пчелам следует давать только собственный мед или даже рамки с кормом.
Роение. При экстенсивном содержании следовало бы полностью отказаться от контроля над этим процессом. Потеря нескольких маток и определенного количества меда окупится быстрее, чем трудозатраты на проведение мероприятий по предупреждению роевого настроения. Важным является содержание неройливых семей. Но даже при этом время от времени случаются ройливые года. Пчеловод, придерживающийся экстенсивной технологии, дает пчелам для размещения больше места, чтобы тем самым противостоять роению. Такую возможность в этом случае дает многокорпусный улей. Расширение проводится в них, прежде всего, медовыми корпусами. Непосредственно перед взятком, или во время его, на гнездовой корпус ставится первый медовый корпус, а через несколько дней – следующий. Гнезда же, при этом, расширяют только до половины мая.
Неограниченный объем гнезда. Содержание семей в тесных гнездах является обычной практикой пчеловодства, которая преследует цель заставить пчел складывать мед в медовые корпуса и обеспечить лучший обогрев расплода. Ранней весной это можно считать правильным решением. Однако место для выращивания расплода и складывания корма все-таки выбирают пчелы. При этом поверхность сота с расплодом прерывается ячейками с кормом, что не нравится пчеловодам. Все же сокращение гнезда не должно мешать пчелам размещать определенное количество меда в гнездовом корпусе. Ранней весной пчелы сами сокращают гнездо, а летом делают его более просторным. Только семьи, которые имеют возможность развиваться без ограничений, могут продемонстрировать ценные продуктивные качества, имеющие значение для селекции. Сокращение гнезда – это принуждение, это стресс, последствия которых до конца не известны. Чрезмерное сокращение временами может иметь для пчеловода неприятные последствиями; может случиться, что после отбора весеннего меда после взятка наступит перемена погоды и перерыв во взятке. Сильно сокращенным семьям следовало бы вернуть одну надставку с медом, и даже подкармливать. Для пчеловода, придерживающегося экстенсивной технологии, такие ситуации не входят в расчет, они просто недопустимы. В гнезде должно находиться столько меда, чтобы пчелы могли пережить несколько недель без взятка, не ощущая недостатка в корме. Например, в гнезде «дадана» всегда должно быть примерно 15 кг меда.
Замена рамок или корпусов. Весенняя перестановка гнездовых рамок в медовый корпус и постановка на их место рамок с вощиной или сушью, а также перестановка нижних корпусов наверх, идет вразрез с принципами экстенсивного пчеловодства. Это вызывает стресс, которому сознательно подвергаются пчелы. Нередко после таких перестановок меняется погода, и необогретый расплод погибает. Эта трудоемкая операция, кроме всего, не позволяет правильно оценить качество матки.
Селекция. Действия, по выравниванию силы семей, не нужны и даже вредны. Пчеловод, ведущий экстенсивную технологию, отдает себе отчет, что только селекция качественных маток принесет пользу ему и другим. Спасение слабых, непроизводительных семей – дело хлопотное и не окупающееся. Много пчеловодов увеличивают свои пасеки роями или созданием отводков от семей, находящихся в роевом состоянии. Пчелиные матки в таких случаях получаются из роевых маточников. Не учитывают при этом, что новые матки происходят от семей, находящихся в состоянии репродукции. Таким образом, имеет место случайная, неосознанная селекция, в результате которой происходит отбор на ройливость.
Вывод маток. Вывод маток является наиболее интенсивным и трудоемким этапом работы, поскольку получение качественных маток не может обходиться без тщательной селекции и контролируемого спаривания. На первый взгляд это идет вразрез с принципом экстенсивного пчеловодства. Но вместе с тем, пчелы спокойные, продуктивные, мало ройливые и устойчивые к болезням являются основой такого пчеловодства. Достижение этих целей возможно и без контроля оплодотворения. Пчеловод, который на своей пасеке хотя и не может влиять на качество трутней, все же может проводить последовательный отбор семей для вывода маток, получая их от семей, удовлетворяющих его требованиям. Такая селекция, по мнению Kober’а, – явление полезное.
Размножение. Благоприятное для размножения время приходится на период с половины до конца июля. После 10-го августа уже не следует создавать искусственные рои. Во второй половине июля экстенсивный пчеловод имеет в своем распоряжении большое количество безработных пчел, являющихся бесплатным материалом для создания новых семей. Новую семью образует избыток лётных пчел, стряхнутых с рамок (магазинных и гнездовых), которым придают плодную матку. При неплодной матке перерыв в червлении был бы слишком долгим, если иметь в виду отстройку сотов, складывание кормов и вывод расплода. Молодые семьи нужно, правда, щедро подкармливать, но в следующем году, начиная с летнего взятка, они становятся полноценными продуктивными семьями.
Кормление. Дискуссия на эту тему (имеет ли кормление сахаром для пчел такое же значение, как и кормление медом) так же стара, как и само кормление пчел сахарным сиропом. Некоторые утверждают, что пчелы на сиропе зимуют лучше, чем на меду, (особенно, если мед с примесью пади). Г-н Kober утверждает, что он никогда не имел проблем с зимовкой пчел на меду, даже если тот был с большой долей пади. Правда, ранней весной ульи бывали запачканы калом, но весеннее развитие семей протекало без осложнений. Пчелы были даже сильнее, чем те, которых кормили сиропом. Может быть, что здесь сказывается происхождение пчел. Пчелы г-на Kober’а – Buckfast с примесью Apis mellifera anatolica – хорошо переносят зимовку на падевом меде. Может быть, пчелы других популяций слишком ограничивают работу маток летом и заливают гнездо медом, в результате чего в семье бывает меньше молодых пчел. Семьи с большим количеством старых пчел, по его мнению, более подвержены заболеваниям. Единственной проблемой является мед с содержанием мелецитозы. Взяток с мелецитозой может полностью «забить» гнездо даже в октябре. Тогда просто не хватает пустых сотов, где бы пчелы могли сформировать зимний клуб. В этом случае г-н Kober предлагает давать пустые соты в середину гнезда, а в случае необходимости подставить под гнездовой корпус магазинную надставку и дать пчелам 5 л сиропа.
Медосбор и кормление. Отбор запасов меда вызывает у пчел стрессовую ситуацию, равно как и последующая подкормка; и чем позже это случается, тем хуже. Пчелы готовятся к зиме, и в этот момент весь их порядок оказывается нарушен, и, прежде всего, наступает перерыв в «большой осенней уборке». Некоторые пчеловоды утверждают, что малые рамки были изобретены для того, чтобы полностью без остатка получать весь мед из улья. В больших ульях, например, в «даданах», нет возможности отбирать мед из гнезда. Впрочем, экстенсивный пчеловод к этому и не стремится. Наличие в семьях собственных кормов в зиму приводит к тому, что пчелы бывают здоровее и с ними меньше труда.
Хозяйственный аспект. 100-процентное экстенсивное пчеловодство в нашем климате невозможно. Мы не может равняться, например, на Уругвай, называемый пчелиным раем. Пчеловоды там не испытывают проблем с весенним или поздним взятком, с подкормкой, с зимовкой и т.п. Экстенсивное пчеловодство там в порядке вещей, хотя бы потому, что они и слыхом не слыхивали об интенсификации в пчеловодстве. Однако основной экономический расчет и результат анализа собственного способа пчеловодства с точки зрения замены интенсивного способа пчеловождения экстенсивным может и у нас принести пользу, как пчелам, так и пчеловоду. Экстенсивный способ не является возвратом назад, к природе, но позволяет меньше вмешиваться в распорядок жизни пчел, упрощает работы, уменьшает расходы по содержанию пасеки и позволяет отказаться от трудоемких операций, которые, в большинстве случаев бывают вообще не нужны.
Pszczelarstwo № 7/07
Пер. с польск. В.Ефимов