В чешском журнале «Vсelarstvi» опубликованы статьи, в которых для борьбы с роением авторы рекомендуют не ограничивать в семьях вывод трутней, а наоборот, способствовать увеличению их числа, подставляя строительные рамки; описаны многолетние эксперименты. В одной из статей сказано: «’’Новая теория борьбы с роением медоносных пчел’’ сопровождается откликами пчеловодов, рискнувших проверить способ. Не было получено ни одного отрицательного сообщения. При этом затраты труда по обслуживанию семей пчел сведены к минимуму».
Мы опускаем теоретическую часть довольно объемной статьи и приводим с сокращениями только лишь ту информацию, которая представляет, на наш взгляд, определенный интерес для тех, кто борется у себя на пасеке с возникновением роевого настроения в пчелиных семьях.
Управление роением – одно из условий успешного ведения пчеловодства, особенно коммерческого, а поскольку нет достаточно полного толкования этого явления, оно оказалось неуправляемым. Современную противороевую технологию можно разделить на два направления: одно направлено на техническую сторону решения проблемы, другое – на селекцию.
К техническим решениям относятся все приемы, цель которых — нарушить равновесие в семье и привести ее к ситуации, когда по энергетическим, терморегуляционным, количественным или другим причинам она не сможет роиться. Речь идет о создании состояния, когда инстинкт самосохранения преобладает над инстинктом размножения, тогда и роение временно отдаляется, подчеркиваем — отдаляется, а не ликвидируется. Если дотянуть до середины июля, то семьи в эти сроки, как правило, не роятся, и противороевые приемы становятся лишними.
Большинство противороевых приемов направлено на ослабление семей. К ним относятся: вырезание маточников, формирование отводков и так далее. Но они или малоэффективны, как, например, вырезание маточников, требуют больших затрат труда и времени, или существенно ослабляют семьи, поэтому пчелы вынуждены мобилизовать свои силы, чтобы восстановить свою биомассу и структуру.
Обратите внимание на противоречивость поступков пчеловода в этом случае: он целый год стремится создавать сильные семьи для полноценного использования медосбора, но, чтобы избежать роения, еще до его начала должен их ослабить. Хотя склонность к роению у разных пород пчел различна, роится каждая здоровая и сильная семья, достигшая соответствующего состояния. Способность к размножению – свойство всех живых организмов (семью следует рассматривать как живой организм), поэтому естественным способом отобрать семьи, не способные роиться, невозможно. Так называемые неройливые пчелы должны хотя бы один раз в год роиться, иначе они не выживут. Если все-таки в результате каких-либо генетических манипуляций и удастся их вывести, тогда первоочередная задача пчеловодов свелась бы к тому, чтобы как можно скорее от них избавиться. Иначе дело дошло бы до вымирания пчел как вида.
Часто пчеловоды стремятся получить ранних маток от исключительно неройливых семей. Но для этого отбирают семьи со стремительным весенним развитием и самым ранним наступлением сильного полового инстинкта, что само по себе уже является признаком ройливости. Другие же пчеловоды таких маток выбраковывают и уничтожают, заменяя дочерьми неройливых, то есть менее производительных, а поэтому средних по медосбору семей.
Следует заметить, что именно роевое настроение — основное условие вывода маток и прежде всего трутней. Матководы нередко намеренно вызывают его разными приемами (например, подсиливание семей-воспитательниц рамками с запечатанным расплодом, сокращение гнезд и т.д.).
Но как сделать, чтобы неройливые пчелы были потомками неройливых маток и трутней?
Решение роиться принимают рабочие особи, а они, как известно, имеют разных отцов. Таким образом, неройливыми должны быть рабочие пчелы и все трутни, спарившиеся с маткой, несущей ген неройливости.
Генетически неройливые семьи не могут размножаться искусственными способами. Ведь для этого тоже должно возникнуть роевое настроение в присутствии старой матки.
Если предположить, что из яиц генетически неройливой матки другая ройливая семья выведет матку (с помощью пчеловода), проблема этим не закончится, так как трутней от неройливой семьи никто никогда не дождется. Их вывод — это безошибочный признак наступления репродуктивного периода, а для этого необходимо роевое настроение. Вывод трутней из яйца настолько сложнее вывода маток, что искусственно спровоцировать этот процесс невозможно.
Роение — единственный способ естественного размножения, а неспособность роиться — это своего рода «социальная импотенция». Таким образом, продажа маток от «неройливых» семей — вольный или невольный обман покупателя.
Несмотря на то что ряд ученых посвятили себя решению этой проблемы, селекцию неройливых линий пчел они считают занятием бесперспективным.
Опасность роения в сильных семьях вспыхивает во второй половине апреля, а пик приходится на май—июнь (в зависимости от климата). С середины июля такое поведение пчелиной семьи крайне редко. Из этого следует, что вывод трутней необходимо начинать в первой или во второй половине апреля. Во время цветения яблони семьи должны иметь по две рамки с отстроенными трутневыми сотами. Их ставят в центр гнезда между двумя хорошо обсиживаемыми пчелами рамками с расплодом.
При выводе трутней строительную рамку нельзя ставить с края гнезда (как это часто советуют в литературе) по нескольким причинам: она хуже обогревается; будет заполнена преимущественно кормом как кроющая рамка; пчелы застроят ее на ограниченной площади преимущественно пчелиными ячейками; клещ, как известно, предпочитает трутневый расплод на периферии гнезда, поскольку для его развития высокая температура не нужна.
Строительные рамки (1–2 шт.) помещают в центр расплода. Пчелы застраивают их исключительно трутневыми ячейками за 5–7 дней. Они становятся приманкой для матки, которая прекращает откладывать оплодотворенные яйца, переключаясь на неоплодотворенные. Пчелы вынуждены ухаживать за трутневым расплодом, и, таким образом, пчеловод устраняет первоначальную причину роения. Трутни содействуют отбору репродукционной энергии семьи и экономят время, труд и деньги пчеловода, так как до роения дело не доходит.
Однако это достижимо лишь после отстройки и заполнения яйцами 4–6 строительных рамок размером 39х24 или 37х30 см. Для рамок других размеров делают пересчет площади. Постановка строительных рамок действует так же, как и трутневая вощина. Одновременно можно подставить и рамку с вощиной, но ее нельзя ставить рядом с неотстроенными строительными рамками, так как пчелы будут ее игнорировать. Когда строительные рамки заполнены расплодом, вощину они отстроят очень быстро. Надо учесть, что для отстройки вышеуказанных площадей трутневыми ячейками нужно, чтобы семья имела достаточное количество пчел для ухода за трутнями (за год семья отстраивает по 10–12 рамок).
При сильном медосборе необходимо следить, чтобы пчелы не складывали нектар в трутневые соты, так как будет утерян противороевой эффект из-за отсутствия трутневого расплода.
Если роевое настроение наступает ранней весной, в каждую семью ставят одну рамку с трутневым сотом с прошлого года. Если матки работают в двух корпусах (по 12 рамок), в каждый в центр расплодной части гнезда ставят 3 строительные рамки для вывода трутней. При этом лишь четверть поверхности сотов потенциально служит для наращивания трутневой биомассы.
Для предотвращения роевого состояния соты не вырезают вплоть до середины июля. Напомним, трутневые соты ограничивают заклещенность, во всяком случае, до конца июня они должны находиться в семье. Есть ложное представление, что регулярное вырезание сотов — это противороевой прием.
Так же традиционно считают, что трутни лишают семьи большого количества меда. Однако пчелы личинок трутней выращивают в основном на белковом корме, да и взрослые самцы — небольшие потребители меда. Потери в целом минимальны, а компенсируются тем, что они своей большой биомассой поддерживают микроклимат в улье, чем освобождают пчел для работы в поле. Замечено, что в семьях с трутнями летная активность пчел выше даже при ухудшении погоды, что приводит к повышению медопродуктивности семьи. Это подтверждают и другие пчеловоды, проверявшие этот способ.
Главное, пчеловод экономит много времени, которое раньше посвящал проведению противороевых приемов и ловле роев.
Применяя противороевой вывод трутней, пчеловоды отмечают, что большинство семей летом стремится к тихой смене маток (почти 75% семей с двулетними матками проводили тихую смену, 18% делали это в следующем сезоне). Это явление наблюдали регулярно в течение 5 лет. Из этого можно сделать вывод, что тихая смена — обычное явление, при помощи которого семья приобретает молодую хозяйку. Опытные пчеловоды на втором году меняют маток, а у менее опытных – семьи роятся. Видимо, действия пчел к замене матки запускают другие механизмы, хотя тихая смена в роях со старой хозяйкой — явление обычное, но мало кто дает пчелам возможность провести ее в конце лета. Причем вывод трутней и невозможность роения побуждают пчел к тихой смене — для них единственная возможность заиметь молодую матку.
В семьях с молодыми матками тихая смена встречается редко. Это доказательство того, что пчелы склонны заменять их в конце второй половины продуктивного сезона, что подтверждают многие специалисты. Так как при тихой смене старая матка пропадает лишь после спаривания и начала откладывания яиц молодой, этот способ высоконадежен.
Особо нужно отметить связь между противороевым выводом трутней и заклещенностью семей. Например, в семьях без трутней на донных вкладышах находили в среднем по 12 мертвых самок паразита, а в семьях с трутнями – в среднем 46.
Таким образом, если есть трутневый расплод, пчелиный находится в относительной безопасности. Перелом наступает во второй половине лета, когда матка ограничивает откладку неоплодотворенных яиц, и клещ переходит на личинок пчел. Это можно легко предотвратить, вынув из ульев все соты с трутневым расплодом в середине июля. В результате отберем большинство паразитов на стадии развития из гнезда и получим большое количество воска, вытопленного из строительных рамок. Затем проводим лечение семей муравьиной кислотой, а после откачивания меда раздаем им полоски апистана и др., а когда выйдет весь расплод — обработаем бипином. Таким образом, вывод трутней защищает пчелиный расплод. Там, где трутневого расплода нет, клещ поражает его.
Исследования проводили на 50 племенных и 10 резервных семьях. За последние семь лет не применяли противороевые приемы, роение предупреждали исключительно выводом трутней. За этот период отмечен выход только двух роев: один — в апреле, когда перезимовавшей очень сильной семье вовремя не подставили строительную рамку; второй — в июле: сильный отводок его отпустил, хотя, судя по времени, выход его не ожидали. В обоих случаях это были ошибки пчеловода, но не предлагаемого способа.
По материалам журнала
«Vcelarstvi» (№ 5 и 10, 2007)
В.ЕФИМОВ