Пчелы умеют ориентироваться по Солнцу или поляризованному свету неба. О языке пчел, известных танцах пчел, которыми пчелы сообщают направление и удаленность источника нектара и пыльцы, слышал почти каждый. Коллективу австралийских и немецких ученых удалось установить, что пчелы обладают удивительными математическими способностями. Они, оказываются, способны воспринимать разницу между числами.
Shaowu Zhang из австралийского национального университета, Hans Gross и Jüergen Tautz из Вюрцбургского университета (Германия) провели эксперименты, в которых обнаружилось, что пчелы умеют распознавать узоры с двумя и тремя точками. Их легко можно научить различать разницу между узорами с тремя и с четырьмя точками. Но на «четверках» математические способности пчел как будто заканчиваются, и их способность оценивать рисунки из четырех и пяти, или шести точек дает сбой.
Поразительные способности пчел разоблачило простое блуждание. В так называемом Y-лабиринте, в котором пути расходятся надвое, пчел ждали помеченные рисунки, на которых ученые нарисовали несколько меток. От их правильного определения (речь идет о количестве точек) зависело, будет ли пчела «вознаграждена» нектаром. Пчелы должны были определить, какое направление выбрать. Правильный выбор предполагал умение сравнивать количество точек. Лишь только однажды пчелы определяли, сколько точек, представленных на входе в туннель, отмечают путь к лакомству, хорошо это запоминали, и скрытую в другой части лабиринта награду находили безошибочно. В следующий раз эту проблему они уже верно решали за секунды. Тщательно спланированными тестами ученые исключили возможные ошибки, связанные с возможным влиянием окраски, запаха, или других особенностей, не связанных с их математическим умением.
Тогда заключили, что пчелы умеют «считать» до четырех точек-ориентиров, и что в своих путешествиях из улья за кормом используют это. Многочисленные задачи пчелы решали, невзирая на образ или цвет символов (точек). Комбинация синих, желтых ориентировочных точек, равно как и изменение их образов из круглых точек на символы в виде звездочек или в виде других фигур для этих «хитрых» насекомых не имеет значения.
Оценка (образ с соответствующим количеством точек) пчелами продолжается лишь какое-то мгновение. Лишь только эта информация связывается с пищевым значением, они сохраняют ее. И потом в будущем, судя по соответствующему образу, достоверно точно находят ее.
В итоге можно сказать, что пчелы различают разницу между образами, составленными из двух, трех и четырех точек. Между тем как «тройку» символов еще распознают полностью правильно, «четверка» уже иногда вызывает проблемы. Образы с четырьмя символами определяются с меньшей достоверностью. Согласно руководителю проекта S. Zhang’у, пчелы при своих подсчетах используют две области своего интеллекта. Одной системой он назвал главную память. С ее помощью пчелы воспроизводят в памяти количество точек и сравнивают их с меткой. Другая система представляет собой «инструкцию» (правила поведения), как данную информацию использовать. Эти знания вытекают и из других опытов, которые ученые проводили с пчелами. В них пчелам в экспериментальном туннеле меняли картинку, а они, несмотря ни на что, оказывались способными обнаруживать лакомство согласно новому изображению на картинке.
Полученные сведения демонстрируют удивительную способность насекомых учиться. Ученые так же установили, что пчелы в своих путешествиях за кормом способны удаляться даже на 11 км. Умение различать разное количество ориентиров является одновременно частью их навигационных способностей, и позволяет им точно находить пути назад и снова возвращаться на прежнее место.
Ранее было изведено много бумаги об удивительных способностях голубей, попугаев, дельфинов, собак, обезьян и др. позвоночных животных считать. А у насекомых, в отличие от позвоночных, таких способностей никто не предполагал. Между позвоночными животными и насекомыми, как теперь оказалось, нет такой уж большой разницы в основных способностях. Провокационные вопросы показали, что насекомое также доказывают способность проводить основные числовые действия. Для получения ответов на эти вопросы ученые подготовили другие опыты. Результатов в этом направлении, надеемся, долго ждать не придется.
Josef Pazdera
Včelařstvi № 2/12
Пер. с чешск. В. Ефимов

Еще раз о качестве ульев…
март 17, 2015
Обработка прополиса
дек 26, 2016
Влияние методов стабилизации на качество…
сен 16, 2014
Мед в медицине
июль 9, 2016
Меланоиды – гидрооксиметилфурфуролы…
фев 15, 2015
Влияние породы и размещения расплода на …
фев 24, 2015
Влияние охлаждения на репродуктивную фун…
нояб 15, 2016
Ольха — ранний пыльценос…
март 26, 2017
Трутовка-воспитательница…
июль 29, 2015
О разделительной решетке…
дек 21, 2017
Углубленное деление семей по М.Л.Цветков…
мая 14, 2015
Ройливость пчел типа «Приокский»…
июль 17, 2014
Потолочина с дверцей
июнь 26, 2015
Зимовка, формирование гнезда пчел…
дек 5, 2023
Вентиляционная диафрагма…
нояб 5, 2016