В.М.Гончаренко (г. Омск) дает очень полезные советы в своих статьях, опубликованных в ж-ле «Пчеловодство». Его профессионализм и огромный опыт (свыше 50 лет) вызывают большой интерес и уважение. Так, в одном из номеров (ж-л «Пчеловодство» №6, 2007) он пишет: «Мой совет: имейте жадность к познанию пчел, а не примитивное их содержание. Имейте добросовестного и грамотного наставника». Очень хорошо сказано. Читая его статьи, становится стыдно: моя пасека небольшая, а он обслуживает много семей. На моей пасеке рекордный медосбор составил в среднем 60 кг на зимовалую семью, а у него 110–130 кг (иногда 170). Пчел содержу уже 16 лет и «жадность к их познанию» вроде бы есть, но наши результаты несоизмеримы.
В ж-ле «Пчеловодство» (№9, 2008) он добавляет: «Уважаемые коллеги, пчеловодство — это серьезная наука, как и биология, физиология, зоология…» Теперь все встает на свои места. Пчеловодство — это наука, а дилетантство (я о себе) не всегда позволяет хотя бы прикоснуться к ней, поэтому приходишь к печальному выводу: свою тайну пчелы открывают не каждому и далеко не сразу. Невольно вспоминаешь чье-то высказывание: «Доктором наук может стать каждый, только одному для этого надо 30 лет, а другому — 300». Что же делать?
Как-то весной ко мне приехал покупатель и задал вопрос: «Пчел продаете?» Я ему ответил: «Да, но уже все проданы». В ответ прозвучало: «Посоветуйте, заводить мне пчел или нет?» «Не заводить, – ответил я. — Почему? Если у первого попавшегося просите совета, значит, еще не созрели». Он мне ответил: «Я 20 лет мечтал».
– «Продолжайте мечтать».
– «А может быть, лучше свиней завести?»
– «Заведите. Говорят, они быстро наращивают массу».
Покупатель уже садился в машину, я подошел поближе и сказал: «Запомните, у свиней и пчел есть принципиальная разница: одним вы носите, а другие носят не только себе, но и вам. Если эту разницу поймете, легче сделаете выбор».
Свой выбор я сделал давно. Осталось узнать немногое, а сколько потребуется времени для познания пчел — 30 или 300 лет? Этот вопрос помог бы решить наставник. В первые годы занятия пчеловодством пытался его найти, но безуспешно. Да и кому захочется возиться с начинающим, который, вынув рамку из гнезда, ничего на ней не видя, сконфуженно ставит ее обратно.
Ситуация моя почти тупиковая. Получаемые мной 10 кг (в среднем) товарного меда от семьи не вызывают оптимизма. А тут еще и грустная статистика: из 100 начинающих только двое становятся пчеловодами (точно не помню, речь, кажется, о любителях). Иметь «добросовестного и грамотного наставника» — несбыточная мечта подавляющего большинства любителей (98%). Шанс попасть в заветные 2% есть лишь у того, кто способен стать сам себе наставником. Главный метод здесь известен — метод проб и ошибок. Обходится он очень дорого. У меня на четвертом году занятия пчеловодством в подземном зимовнике погибло 20 семей из 40, на восьмом — 30, на одиннадцатом — 22 семьи. Не каждый сможет выдержать такое. Чтобы не получить инфаркт, надо очень сильно верить в себя. Но откуда возьмется вера? Осмелюсь тоже дать совет: уважаемые любители, не отчаивайтесь при первой же неудаче! Анализируйте их причины. Будьте терпеливы, наблюдательны, трудолюбивы. Не бойтесь экспериментировать (без авантюр, конечно), задавайте себе вопросы и упорно ищите на них ответы. Успех в пчеловодстве зависит от тысячи мелочей! Но обязательно выделите приоритеты, например, такие, как селекция, технология содержания, здоровье пчел, подготовка к зимовке и условия самой зимовки. Не топчитесь на месте. Будьте сами себе наставниками. Ставьте конкретные задачи, тогда и динамика роста ваших показателей будет радовать.
Пчеловодство это не только наука, но и марафонская дистанция, для прохождения которой нужны крепкий характер и сильная воля. Преодолеть дистанцию поможет наставник внутри каждого из нас.
Кстати, хорошим союзником является журнал «Пчеловодство». Некоторые пчеловоды считают, что он сложный, в нем одно и то же. Неправда. Так говорят те, кто журнал не читает, а листает, слегка зевнув. Ни одна энциклопедия не сравнится с ним по разнообразию материалов на все вкусы — от ученых до начинающих пчеловодов.
В пчеловодстве нужна система, а кавалерийские наскоки и шапкозакидательство приведут только к отрицательному результату, так как пчелы не прощают дилетантства. Они просто-напросто гибнут от голода и болезней.
Мой системный подход заключается в следующем. Подробно веду пасечный журнал, отводя каждой семье и отводку отдельную страницу. Если журнал «Пчеловодство» — мой союзник, то пасечный журнал — помощник №1. Без него не представляю работу на пасеке. В нем есть все — родословная и день рождения молодой матки, начало ее яйцекладки, динамика роста семьи, количество корма на день осмотра, состояние здоровья пчел, их злобивость или миролюбие, а также способ «собеседования с пасекой», на которой есть любимчики, дочери и падчерицы. В тексте много междометий, восклицательных и вопросительных знаков и т.п. Невозможно получить хорошие результаты без контрольной семьи (у меня на весах их две). Привесы или убыль дают возможность определить состояние медоносной базы с апреля по сентябрь. По этим данным в конце сезона строю график медосбора, который наглядно помогает узнать оптимальные сроки вывода маток, а также начало и конец этой операции.
До сих пор не ленюсь (а мне 72 года) конспектировать заинтересовавшие меня журнальные статьи. Это позволяет лучше запоминать, выделять главное, неоднократно перечитывать краткие рукописи, которые находятся в отдельной папке.
Работа на пасеке не только сложная, но и творческая. Не устаю экспериментировать с инвентарем, технологией пчеловодства, в селекции. Для себя придумал «коэффициент глупости». Суть его заключается в том, что только у глупого пчеловода одна зимовалая семья дает 80 кг товарного меда, а другая —20 кг. Чтобы найти «коэффициент глупости», медовую продуктивность пяти лидеров делю на продуктивность пяти аутсайдеров. Сначала он был 16, 13, 7, а самый маленький 2, 3. В идеале коэффициент глупости должен быть равен единице. Таким образом, борюсь сам с собой, ведь я сам себе наставник.
Очень трепетно отношусь к поддержанию трех главных параметров зимовки: температуры в зимовнике (автоматика поддерживает 6°С), влажности воздуха (85%) и вентиляции. Когда узнал, что зимовка — главный экзамен пчеловода, то не поверил – это лишь красивая фраза. Как так? Сезон окончен, пчелы в зимовнике, мед продан, пчеловод расслабился. О каком экзамене идет речь? Но по цифрам гибели семей, которые привел выше, поверил в истинность высказывания. Не радуйтесь. Оценку вы получите весной после выхода семей из зимовки. Ваш молчаливый экзаменатор — сами пчелы. Положительная или отрицательная оценка зависит от пчеловода: как он подготовил семьи к зиме с осени. Закономерность давно известна: хорошо подготовился — отхода семей не будет, плохо — шпаргалки не помогут. Гибель хотя бы одной — это повод для размышлений.
Я коснулся только некоторых элементов моей системы. Возможно, кто-то улыбнется такой наивности: «коэффициенту глупости» и другим «открытиям». Я не претендую на роль учителя, руководителя, воспитателя, так как до сих пор метод проб и ошибок в действии. Но у меня нет рядом опытного и добросовестного наставника, способного помочь предотвратить ошибки. И все же я сам над собой вырос: с 10 кг товарного меда при кочевке добился 45–50 кг на зимовалую семью, а рекорд составил 61 кг. И это уже в условиях «садового пчеловодства», когда наш совхоз перестал существовать, прилегающие поля заросли бурьяном, а на кочевку не выезжаю уже 5 лет.
Убежден, что предела этому нет, мне есть куда расти, совершенствуя свою систему.
Г.Б.КАПЛИН
Челябинская обл.