Теоретическое обоснование ульетерапии базируется на трех китах: действие на пациента микровибрации; взаимодействие биополей человека и пчелиной семьи; ингаляция воздухом, выходящим из улья.
Теперь по порядку. Микровибрация, как и положено, лечит все, в том числе и внутренние органы. Однако ее действие на человека возможно только при непосредственном контакте с источником вибрации, то есть с пчелой. Понятно, чем это закончится для обоих.
Кроме того, термин «микровибрация» означает, что амплитуда колебаний процесса должна быть менее 1 мм. В таком случае даже нижняя одежда пациента будет гасить колебания, а кожа и подавно, ведь она предназначена защищать внутренние органы от внешних воздействий. Выходит, спать на ульях необходимо голому и прямо на пчелиных рамках. А как быть полным людям?
Многие пишут про биополя, но если их попытаться увидеть, пощупать, услышать, понюхать, попробовать на вкус или выявить хоть какие-нибудь параметры при помощи самого современного оборудования, то ничего не получится. Если предположить, что они есть, возникает целый ряд вопросов и неувязок.
Почему происходит взаимодействие биополей насекомых и человека, ведь они не имеют ничего общего ни в историческом, ни в биологическом развитии? Почему биополе пчелиной семьи должно влиять на человека, а не наоборот, ведь его масса более чем в десятки раз превышает массу семьи? Каким образом могут суммироваться биополя пчелиных семей, ведь при их объединении агрессивное поведение доводит до взаимоуничтожения? Биополе пчелиной семьи должно суммироваться из нескольких тысяч биополей пчел, которые, как правило, перемещаются по улью. Что делать с биополем летных пчел, ведь они практически отсутствуют в улье днем, а их в семье больше половины?
Не хочу, чтобы мое биополе взаимодействовало с биополями пчел, они летом живут два месяца. Лучше уж — с биополем гавайской черепахи, у нее масса 300 кг, биополе внушительное, и, главное, она живет 300 лет, я тоже хочу жить столько же.
Есть мнение, что воздух, выходящий из улья, является лечебным. Однако воздух, выдыхаемый пчелами, насыщен углекислым газом и водяными парами, у которых нет лечебных свойств. Вентиляционный воздух при создании в улье комфортных температурных условий мало чем отличается от атмосферного, за исключением температуры и признаков внутренних запахов улья. А воздух, выделяемый при переработке нектара в мед, как раз и воспринимается людьми, поскольку имеет запах медоносов, но и в нем львиную долю составляет водяной пар.
Нет никаких данных о соотношении этих составляющих в воздухе, выходящем из улья, и не понятно, как они могли бы поддерживать легенду об ульетерапии. При этом если просчитать объем воздуха в самой тесной лежанке (200 х 100 х 100 см), то он окажется в пределах 2000 л. А объем воздуха в 20-рамочном дадановском улье за вычетом объема рамок составит (0,74•0,35•0,45 – 0,43•0,3•0,025•20) х 1000 = 52,05 л.
Если в лежанке их 4, то в сумме получается 208,2 л — десятая часть объема лежанки. Можно сделать вывод, что человек в ней дышит в основном атмосферным воздухом.
Еще любопытнее результат, если человек дышит воздухом непосредственно из улья. Во времена СССР в санаториях проводили тесты на работоспособность легких отдыхающих. Результаты были в пределах 3,5–5 л. Возьмем 3 л, что согласуется с современными данными из Интернета. Поскольку на вдох и выдох человек затрачивает около 2 с, то за 1 с он израсходует 3/2=1,5 л воздуха. Следовательно, воздухом из улья человек сможет дышать 52/1,5=35 с, высосав его до последней молекулы. Если же процесс рассматривать в реальном времени, пчелиная семья не в состоянии нагреть 1,5 л воздуха от 20 до 35°С за 1 с.
При этом я не противник сна на ульях и считаю, что серьезные вещи нельзя решать примитивно. Предлагаю на базе научного медицинского учреждения с привлечением научных сотрудников медицины и физики в специальных лабораториях провести эксперименты по влиянию ульетерапии на здоровье человека. И если результаты будут положительными, организовать курсы по подготовке пчеловодов-апитерапевтов, ведь лечебная деятельность без лицензии противозаконна. Также провести сертификацию приспособлений для сна, поскольку лечебное помещение должно соответствовать требованиям безопасности и санитарии.
Даже при отрицательном результате не стоит опускать руки. Если вы не боитесь работы, живете в прекрасном районе возле леса, реки и хозяйка ваша умеет готовить, то что мешает пригласить туристов? С натуральными и дешевыми продуктами в комфортабельных условиях быта у вас будет неоспоримое преимущество перед морским побережьем с его толчеей, дороговизной, очередями и неудобствами. А сон на улье или сеновале только усилит приятное впечатление от отдыха. Вот в этом направлении и надо работать.
И.М.СЕДОЙ
Украина, г. Днепропетровск