Болезни пчел можно классифицировать по нескольким категориям: сезонности проявления (зимне — весенне — летние); клиническим и патологическим признакам (понос, паралич, гнилец, известковый расплод и др.); возрасту пчел (болезни яиц, личинок, куколок и взрослых пчел); происхождению и т.д.
Правильным считают классификацию по происхождению, разделив их на незаразные и заразные. Коснусь тех болезней, которые у нас чаще всего встречаются — варроатоз, нозематоз, аскосфероз.
Ущерб, причиняемый семьям клещом варроа, огромен, так как одна его самка может отложить до 40 яиц в ячейки с молодыми личинками.
Известно, что семья, пораженная клещом на 40%, не только ослабевает, но и в большинстве случаев погибает. Казалось бы, ученые ищут средство борьбы, которое учитывает биологию клеща, но вместе с тем мы имеем на сегодня то, что имеем, как и тысячелетия назад. Отчего это зависит? От приспособления клеща варроа к химии или малой ее эффективности?
Для пчеловодства главным условием в борьбе с болезнями должна быть профилактика, то есть предупреждение возникновения болезней. Под профилактическим методом надо иметь в виду и поддерживание гигиены в улье, улучшение питания пчел, нельзя держать семьи на голодном пайке или на заменителях меда.
Мед — основное лекарство пчел от болезней, которые появились не сегодня. Многие тысячелетия пчелы шли к нам с болезнями, без химии и антибиотиков они оздоравливались и приспосабливались к окружающим условиям. Главным «антибиотиком» для пчел во все времена был прополис. Сейчас человек выжигает ульи до обугливания, не оставляя для его обитательниц никакого противоядия от болезни.
Разве проявление нозематоза у пчел не является сигналом к профилактике или предупреждению болезни? Возникновение нозематоза у пчел весной — это результат прошлых лет запущенной болезни, поскольку ульи, сотовые рамки не обрабатывались, то есть не дезинфицировались. В результате происходит систематическое перезаражение пчел, да и не только от этого.
Общая, а не индивидуальная поилка для каждой семьи, подсиливание семей печатным расплодом от больных, несоблюдение гигиены ухода самим пчеловодом и на пасеке. Такое уж время пришло, что официальные санитарные службы устранились от пчеловодов, как и общества пчеловодов-любителей, которые должны проводить разъяснительную работу о необходимости предупреждения болезней пчел.
В последние годы на многих пасеках появился аскосфероз, ослабляя семьи пчел. В настоящее время он присутствует почти повсюду. Если пчеловод наблюдательный, то он не может не заметить, что чаще заболевает трутневый расплод, так как он расположен в большинстве случаев по краям и в нижней части сотовых рамок в гнезде, то есть там, где пониженная температура. А так как источником распространения болезни служат больные и погибшие личинки, то разносят инфекцию взрослые особи.
Поражаются личинки чаще в слабых семьях. В целях профилактики больные семьи следует хорошо утеплять. Однако лучше всего содержать сильные семьи, способные самооздоравливаться.
В условиях Сибири встречаются и гнильцовые болезни. Долгие годы на своей пасеке против гнильцов применял сернокислый и хлористый кобальт в качестве стимулирующих подкормок. В 1980 г. во время большого весеннего паводка залило мою пасеку, и одна семья оказалась затопленной до уровня нижнего летка.
От большой влажности и переохлаждения гнезда в семье появился расплод, пораженный европейским гнильцом. Пчелиные семьи зимовали на воле (в зиму семьи оставляю только сильные). Обнаружил это заболевание во время пересадки семьи в сухой улей. Хорошо ее утеплил, обеспечил медом и пергой, налил в потолочную кормушку теплую пресную воду, чтобы пчелы не посещали общую поилку, ежедневно давал теплую воду, одновременно во второй кормушке сахарный сироп с медом (1:1), дал подкормку с сернокислым кобальтом: 1-я — 2 мг, 2-я — 4 мг и 3-я — 8 мг (через каждые 3 дня по 100–150 мл в течение месяца).
Спустя месяц в теплый день осмотрел эту семью и не обнаружил личинок, пораженных гнильцом. В течение этого времени пчелы несли пыльцу и нектар с цветущих медоносов. Думаю, что быстрому оздоровлению способствовали тепло в улье, кобальт, принос нектара и пыльцы, теплая погода, а главное — сила семьи.
Считаю, что сернокислый кобальт оказал существенное влияние на оздоровление пчел. Возможно и то, что вовремя заметил эту болезнь и сразу же провел дезинфекцию всего, что было со мной и на мне при осмотре гнезда — скребок, халат, лицевую сетку и переноску.
В настоящее время разработаны более эффективные препараты для лечения гнильцовых болезней, однако нельзя забывать и эффективный сернокислый кобальт. В связи с этим хочу подчеркнуть, что организм пчелы должен быть сильным и мог воспрепятствовать любым болезням. В первую очередь надо воздействовать на него не химией, а хорошим питанием, чтобы он мог сопротивляться болезни.
Главные исцелители пчел — мед и перга. Только при хорошем их качестве семья активна. Однако недооценивать роль патогенного возбудителя нельзя, но сильный организм насекомого играет важную роль в оздоровлении.
В.М.ГОНЧАРЕНКО
г. Омск,