УДК 342.5
Текущий год ознаменовался, с одной стороны, относительным снятием ограничений на ввоз пакетов пчел из Узбекистана, с другой — активизацией общественного движения против этого ввоза.
По состоянию на 15.05.2025 г., по данным системы «Аргус», разрешение на ввоз в Российскую Федерацию из Узбекистана оформлено на 319 916 пакетов, ввезено — 112 936. В качестве «Места карантинирования в РФ» указаны 24 карантинные площадки в Оренбургской, Саратовской, Волгоградской, Самарской, Курганской областях и в Дагестане.
С середины апреля по середину мая 2025 г. активисты общероссийских общественных организаций СПР и СППР, а также региональных общественных организаций дежурили «в полях», пытаясь содействовать Россельхознадзору в пресечении нарушений ветеринарного законодательства. Председатель СППР Александр Кудашев 29–30 апреля совершил рабочую поездку в Оренбургскую область, в ходе которой участвовал в рейдах общественных активистов на площадки для карантинирования пчел, встречался с должностными лицами государственных служб.
В ходе рейдов общественниками выявлялись следующие типичные нарушения.
1. Карантинные площадки не соответствуют общим ветеринарным требованиям к животноводческим объектам (приняты решением коллегии Евразийской экономической комиссии — ЕЭК от 13.02.2018 г. №27). Так, осмотренная карантинная площадка расположена в 2 км от ближайшего села, где имеются пасеки местных жителей. В то время как в соответствии с п. 116 решения коллегии ЕЭК товарные пасеки должны быть удалены от племенных и карантинных пасек на расстояние не менее 7 км.
2. Пчелиные семьи на карантинной площадке зачастую не выгружаются из фур, не пересаживаются из пакетов в ульи. При этом неопределенность формулировок, содержащихся в разрешении на ввоз, позволяет должностным лицам Россельхознадзора и ветеринарным специалистам произвольно толковать в зависимости от ситуации, является ли это место карантинной площадкой, местом размещения или выращивания (несмотря на то, что это место обозначено в «Аргусе» как карантинная площадка).
Такое манипулирование статусом карантинной площадки позволяет оправдывать факт ее покидания фурами до отбытия срока карантина. Кроме того, среди должностных лиц Россельхознадзора вопреки данным «Аргуса» распространено мнение, что карантин должен происходить у конечного покупателя. Однако по факту конечный покупатель неизвестен, так как пакеты распродаются по пути следования «с колес», в том числе посредством предварительной перегрузки в малотоннажные грузовики.
Причем на факты торговли пчелами «с колес» Россельхознадзор отвечает, что не имеет полномочий даже проверить документы без согласования с прокуратурой.
В итоге на территории России импортированные пчелы карантин фактически не проходят.
Кроме того, в нарушение п. 21 приказа Минсельхоза России от 03.11.2023 г. №832 ввезенные семьи не учитываются в ФГИС «Хорриот» в течение 5 рабочих дней со дня их ввоза.
3. Отбор проб на анализы составляет менее 1% от партии, что не отвечает критериям репрезентативности. Согласно критериям репрезентативности, принятым в ветеринарной медицине, отбирать пробы следует не менее чем от 10% пчелиных семей в исследуемой группе. Впрочем, после отмены Инструкции 1998 г. оценивать репрезентативность выборки приходится по аналогии, на что неоднократно указывалось в письменных обращениях СППР в адрес Минсельхоза России.
4. До отбытия положенного срока карантина фуры без разгрузки разъезжаются после отбора проб и получения первых отрицательных анализов. Обычно это происходит через 2–4 дня. При этом согласно существующим методикам окончательный результат на европейский гнилец можно получить после полного бактериологического исследования — через 5–7 дней.
Кроме того, согласно решению совета ЕЭК от 10.11.2017 г. №80 необходимо проводить лабораторные исследования на акарапидоз, американский гнилец, аскосфероз, варроатоз, европейский гнилец, малого ульевого жука, нозематоз. Однако данные о результатах анализов на указанный перечень болезней в ВСД не заносятся.
При этом большинство должностных лиц Россельхознадзора и ветеринарной службы руководствуются п. 7 указания Россельхознадзора от 03.04.2025 г. №ФС-КС-7/6722, согласно которому «в случае получения отрицательных результатов и при отсутствии иных нарушений пакеты пчел могут быть реализованы на территории Российской Федерации без ограничений».
Данное указание Россельхознадзора в части, допускающей досрочное прекращение карантина, противоречит общим положениям правил ЕАЭС, утвержденным приложением 4 к решению комиссии ТС от 18.06.2010 г. №317, согласно которым животные, ввозимые из третьих стран или перемещаемые между государствами-членами карантинируются не менее 21 дня в стране отправителя и стране получателя, если иное не предусмотрено ветеринарными требованиями по конкретному виду животных.
5. Продолжается массовое неисполнение требований о гашении транспортных ВСД в месте прибытия поднадзорного груза. При этом сотрудники Россельхознадзора дружно отвечают, что гашение ВСД компетенция не их, а ветеринарной службы.
Однако в соответствии с п. 5.2(1).14 Положения о Россельхознадзоре указанная федеральная служба осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области ветеринарии. Соответственно гашение ВСД действительно осуществляют государственные ветеринарные врачи госветслужбы субъектов РФ, но контроль за выполнением своих полномочий ветеринарными специалистами осуществляет Россельхознадзор.
6. Другие нарушения. Например, ВСД на партию пакетов пчел выписан на 530 шт., а по факту в фуре с прицепом было более 800 шт.; фуры не следуют маршруту, указанному в ВСД; Оренбургская лаборатория выдает отрицательный результат исследований на болезни, а Нижегородская лаборатория с этой же фуры выявляет карантинные заболевания и т.д.
7. Требует официального разъяснения вопрос о нормативных актах, подлежащих применению в случае их противоречия. Например, согласно общим положениям решения комиссии ТС от 18.06.2010 г. №317 срок карантинирования составляет 21 день, а согласно п. 18 приказа Минсельхоза России от 23.09.2021 г. №645 — 30 дней. Удаленность карантинных пасек в первом случае должна составлять 7 км, во втором — 5 км.
Разрешение на ввоз животных осуществляется Россельхознадзором в соответствии порядком, установленным приказом Минсельхоза России от 07.11.2011 г. №404. Однако из-за отсутствия требований к количеству семей, которое допустимо размещать на одной карантинной площадке, на одну площадку выдается разрешение на 30–40 тыс. пакетов пчел. Очевидно, что такому количеству пчелиных семей, находящихся в одном месте, при отсутствии естественного медосбора невозможно обеспечить нормальные условия содержания в течение всего срока карантина, из-за чего создаются условия для развития и распространения болезней.
Таким образом, в связи с выявленными пробелами в правовом регулировании и отсутствием единообразия в толковании указаний Россельхознадзора представители общественных организаций СПР и СППР инициировали рабочую встречу с должностными лицами центрального аппарата Россельхознадзора, которая состоялась в Москве 06.05.2025 г. В ходе встречи общественники ПРЕДЛОЖИЛИ следующее.
1. Разработать более полные, чем ранее изданные указания Россельхознадзора о порядке импорта пчел на территорию Российской Федерации. В указаниях должны содержаться ссылки на нормативные правовые акты, подлежащие применению, а также должны быть отражены следующие вопросы.
1.1. О порядке получения разрешений на регистрацию карантинных площадок и требований к ним при ввозе пакетов пчел на территорию РФ.
1.2. Об организации ветеринарно-санитарного контроля за карантинированием импортируемых пакетов пчел и межведомственном взаимодействии при осуществлении такого контроля, отразив:
♦ недопустимость выдачи ВСД на поднадзорный товар до полного отбытия срока карантина (21 или 30 дней) даже в случае получения первых отрицательных результатов исследований на карантинные болезни пчел;
♦ необходимость двух- или трехкратного повторения отбора проб с интервалом в 10 дней;
♦ установить в качестве критерия репрезентативности взятие проб не менее чем от 10% пакетов пчел из каждой партии;
♦ указать сроки отбора первичных и повторных проб.
1.3. Дать разъяснения положений п. 7 указания Россельхознадзора от 03.04.2025 г. №ФС-КС-7/6722, согласно которому «в случае получения отрицательных результатов и при отсутствии иных нарушений, пакеты пчел могут быть реализованы на территории Российской Федерации без ограничений». Относится ли к «иным нарушениям» несоблюдение сроков карантинирования?
1.4. Предусмотреть в указаниях порядок возврата или утилизации пакетов пчел в случае обнаружения возбудителей карантинных болезней или иных нарушений.
2. В случае невозможности сослаться на действующий нормативный правовой акт по причине его отсутствия, обратиться в Минсельхоз России с инициативой о принятии соответствующего нормативного правового акта.
3. Поручить региональным управлениям Россельхознадзора провести контрольно-надзорные мероприятия по проверке обоснованности выданных заключений о соответствии карантинных площадок предъявляемым требованиям.
4. В связи с массовостью зафиксированных фактов, имеющих признаки правонарушений и/или преступлений, инициировать проведение проверок в отношении должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзора, а также государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации.
5. Запретить регистрацию карантинных площадок и разрешений на импорт пчел лицами, нарушившими требование о карантинировании не менее 21 дня в стране отправителя и стране получателя в соответствие с общими положениями комиссии ТС (решение от 18.06.2010 г. №317).
6. Взять на вооружение опыт Росприроднадзора по привлечению к работе общественных инспекторов. С указанной целью инициировать перед Правительством РФ принятие постановления, регламентирующего деятельность общественных инспекторов Россельхознадзора (аналогичное постановлению Правительства РФ от 28.06.2024 г. №877).
7. В связи с неоднократным нарушением Российского ветеринарного законодательства приостановить или отменить действие ранее выданных разрешений на ввоз пакетов пчел из Узбекистана (п.п.74, 76, 81, 83 Административного регламента Россельхознадзора, утвержденного приказом Минсельхоза России от 07.11.2011 г. №404).
О.В. ЗБАНАЦКИЙ, А.И. КУДАШЕВ
Общероссийская общественная организация «Промышленные пчеловоды России»
В статье приведен юридический анализ ситуации, сложившейся с ввозом в Россию пчелиных семей из Узбекистана в 2025 г. Весной активисты СПР, СППР и региональных общественных организация содействовали Россельхознадзору в пресечении нарушений ветеринарного законодательства. В результате выявлены нарушения транспортировки, ведения карантина и контроля за заболеваниями пакетов пчел. Внесены предложения по организации ветеринарно-санитарного контроля за карантинированием импортируемых пакетов пчел.
Ключевые слова: общественные организации, государственное управление, импорт пчел из Узбекистана.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Збанацкий Олег Владимирович, канд. биол. наук, консультант аппарата Тюменской областной думы, юрист, e-mail:
Кудашев Александр Иванович, председатель, e-mail:
LEGAL ANALYSIS OF THE SITUATION WITH THE IMPORT OF BEE PACKAGES FROM THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN 2025
O.V. Zbanatskiy, A.I. Kudashev
The article provides a legal analysis of the situation with the import of bee colonies from Uzbekistan to Russia in 2025. In the spring, activists from the Union of beekeepers of the Russian Federation, the Union of industrial beekeepers of the Russian Federation, and regional public organizations assisted the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance in enforcing veterinary legislation. As a result, violations of transportation, quarantine, and disease control were identified. Proposals were made to organize veterinary and sanitary control over the quarantine of imported bee packages.
Keywords: Public organizations, public administration, import of bees from Uzbekistan.

Формирование зимнего поколения пчел…
авг 28, 2014
Вывод маток по типу «тихой смены»…
июнь 14, 2023
Технологии приготовления кремообразного …
сен 25, 2025
Синюха голубая как пыльценосное растение…
фев 11, 2014
Расположение прививочных рамок в семье-в…
сен 23, 2017
Фенолог В.А.Батманов пчеловодам Урала…
апр 18, 2017
Борьба с воровством пчел…
сен 5, 2015
Реинвазия
апр 20, 2017
Биология обогрева пчелиного гнезда…
янв 21, 2018
Рои для оздоровления пасеки…
сен 27, 2017
Распространенные заблуждения о зимовке п…
нояб 4, 2023
Приготовление тестообразных подкормок дл…
дек 6, 2017
Методики оценки селекционных признаков б…
окт 9, 2022
Тепловидение — это перспективно…
апр 20, 2015












Адрес редакции журнала "Пчеловодство":



