Наступили времена, когда стационарная пасека дает малый доход, так как поля бывших колхозов и совхозов заросли малопродуктивными медоносами. Выход один – кочевать. Подготовка ульев с пчелами для перевозки всегда требует большого внимания. Поэтому не только для начинающих, но и для пчеловодов со стажем кочевка остается проблемой: из-за плохой подготовки к ней некоторые недосчитываются своих семей. Чаще всего это случается из-за смещения корпусов и рамок или запаривания пчел в результате недостаточной вентиляции. Из 53-летнего практического опыта, не менее 45 лет я каждый летний сезон выезжал на кочевку, но никогда не потерял ни одной семьи, поэтому хотел бы помочь своим советом всем настоящим и будущим хозяевам пасек.
Сразу скажу, что выезжал на кочевку, имея 3 конструкции ульев. Это преимущественно многокорпусные ульи, насчитывающие до 5–7 корпусов, в них находились семьи массой 8–12 кг. Для закрепления рамок пчеловоды применяют разные разделители, я остановился на рамке – с разделителями Гофмана. Если их нет, то к верхней части боковых планок прибивал брусочки 6х10х100 мм, в результате улочка оказывалась не более 12 мм. В течение двух лет таким образом полностью оснастил все рамки разделителями.
При откачке меда соты никогда не ломались. Главное достоинство рамок с разделителями заключается в том, что они позволяют перевозить пчел на медосбор без предварительной подготовки и расклинивания, так как плотно закреплены и не собираются в гармошку, особенно на неровных участках дороги, где велика вероятность раздавливания пчел. Работал целыми корпусами, не вынимая рамки во время осмотра, да и прополис делал свое дело, прочно и надежно их склеивая. Готовя семьи к кочевке, снимал ранее поставленные магазинные надставки.
Сверху поперек рамок помещал планку сечением 20х50 мм по длине улья (на каждый своего размера). На концах планок сделал уголки для закрепления их шурупами к боковой стенке улья. Верхнюю часть улья, свободную от изъятой магазинной надставки, высотой до 175 мм закрывал рамой с сеткой, ячейка 4х4 мм. Крыши ульев снимал, они крепятся на односторонних съемных петлях. Рама с сеткой имеет удлиненные продольные планки с уголками, они закрепляются шурупами на боковых сторонах улья. Воздушная подушка, образовавшаяся от изъятых магазинных надставок, во всех конструкциях ульев благоприятно влияла на поведение пчел в дороге. Переохлаждения гнезда не происходило, так как особи плотно обсиживали верх рамок.
Пчелы очень болезненно переносят закрытый леток, они шумят и стремятся выйти, в результате поднимается температура, а из-за плохой вентиляции происходит запаривание семьи в пути. Эту проблему решил, изготовив навесные вольеры на верхние и нижние летки (рис.). Во время погрузки ульев поздно вечером пчелы выходят в вольер, а так как они не встречают препятствий, то быстро успокаиваются и возвращаются обратно. Ульи оборудовал подрамочным пространством до 150 мм. Оно является противороевым фактором, так как все пчелы опускаются вниз, где температура воздуха намного ниже гнездовой, а это препятствует возникновению роевого инстинкта.
При перевозке пчел к медоносам случалось и такое, что в пути нас захватывал ливень, приходилось добираться на буксире, прибывали к полудню. Пока последний улей снимал с автомашины, пчелы первых, быстро освоив местность, сразу включились в работу, несли обножку и нектар с обильно цветущих донника и гречихи, а другие хозяева пасек не находили места, где спрятаться от озлобленных насекомых, выкученных из ульев, почерневших и мокрых от запаривания.
Как только пчелы облетятся, сразу же возвращаю магазинные надставки. Каждый корпус оснащен легкосъемными шарнирными навесами, а на передней стенке — защелка, фиксируемая шплинтом, поэтому во время погрузки на автомашину ульи опускали на бок, а затем их ставили в кузове на дно. Чтобы добраться до верха многокорпусных ульев с 2–3 магазинными надставками, вразрез с 5–7 корпусами мне приходилось возить с собой стол и две табуретки.
Во время осмотра вынимаю 2–3 или 4 рамки, чтобы не раздавить пчел или матку, а оставшиеся могу сдвигать, осматривать или ставить к противоположной стенке корпуса. Чтобы осмотреть снизу сотовые рамки на наличие роевых маточников, расшплинтовываю защелку и запрокидываю корпуса.
Думаю, пчеловоды поняли значение подготовки пчел к кочевке с помощью разделителей Гофмана. Уверен, что найдутся скептики, которым покажется, что 5–7 корпусов вразрез с 2–4 магазинными надставками нереально. Напишите мне, и я расскажу вам, как добиться массы пчел в 8–12 кг. По поводу рекомендаций, приведенных в данной статье, у пчеловодов может возникнуть много вопросов, пишите — отвечу.
В.М.ГОНЧАРЕНКО
г. Омск

Боковые утеплители: изготовление и приме…
мая 1, 2022
Диагностика состояния пчелиной семьи: но…
сен 23, 2014
Бактериофаги при гнильцовых заболеваниях…
фев 27, 2018
Особенности ухода за пчелами и их оздоро…
июнь 13, 2018
Препараты на основе амитраза…
фев 4, 2015
Вечернее кормление
июнь 15, 2015
Возможно ли лучше природы?…
сен 17, 2014
Строгальный станок
мая 30, 2018
Роль летка при теплообмене пчел с внешне…
сен 17, 2021
Ухожья бортевые да колодные…
март 1, 2022
Действие кумафоса на маток и пчел…
дек 11, 2019
Доходная мини-пасека
фев 3, 2015
Содержание пчел в колоде…
авг 7, 2016
Варроатоз и вирус деформированного крыла…
июль 12, 2016
Вербена лекарственная и варроатоз…
июль 18, 2015












Адрес редакции журнала "Пчеловодство":



