В нашей местности хорошие пчеловоды берут в среднем от семьи пчел 20–30 кг меда, но выдающимся оказался 2007 год. Слышал от старых пчеловодов, что такого меда не было 30 лет. От 22 семей накачал его 24 фляги, да еще в рамках оставили фляги на две! С весны ничто не предвещало выдающегося медосбора.
В апреле—мае пчелы развивались как обычно, а в июне было так дождливо и холодно, что пришлось подкармливать некоторые семьи. В июле пчелы также летали без особого азарта. Поэтому было полной неожиданностью, когда 13 июля откачал пять фляг меда.
Последнюю качку провел 2 августа. В это же время снял магазинные надставки и разобрал лежаки, снял второй корпус с семей, которые содержались в двух корпусах с надставкой, откачал мед; из нижнего корпуса забрал рамки, забитые пергой. Пустые магазины поставил на место, так как медосбор еще продолжался.
При разборе гнезд обратил внимание на отсутствие расплода в некоторых семьях. Все рамки были залиты медом и запечатаны. Несколько семей имели пять—восемь рамок с расплодом, что типично для этого времени.
Август прошел в обыкновенных заботах. Во всех семьях расплод появился в достаточном количестве. Как обычно снял магазины, откачал последний мед, собрал гнезда к зимовке, поставил кормушки.
Кормить начал в первую неделю сентября. Пчелам давал 3 раза по 3 л сахарного сиропа (1,5 кг сахара — 1 л воды). Меда каждой семье оставил достаточно. Перед второй раздачей выяснилось, что четыре семьи почти не взяли сироп. Рамки заполнены медом, полная кормушка сиропа, а пчел нет, только на дне — горстка мертвых. В некоторых рамках находился печатный расплод.
Еще четыре семьи слетели в середине октября при лечении бипином: мед на месте, все чисто, а пчел нет. Девятую погибшую семью обнаружил зимой. Пчел также не было, только маленькая горсточка вокруг погибшей матки. Скорее всего большинство слетели еще на точке, а оставшиеся погибли в зимовнике.
Почему так произошло? Считаю, из-за очень обильного медосбора и моих неправильных действий матка на какое-то время прекратила яйцекладку. Когда в августе подставил пустые соты и матка стала откладывать яйца, клещ устремился на появившийся расплод, из которого вышли неполноценные пчелы, не способные пережить зиму.
Имеется и другое предположение. Почему только осенью пчелы покидают улей? Может быть, это связано с феромонами и чувством целостности семьи? Весной и летом матка откладывает яйца, ее обильно кормят, она выделяет вещества, которые удерживают пчел и заставляют их быть единой семьей. Если в это время матка теряется и пчелы не могут завести другую, появляются трутовки.
Возможно, они выделяют какие-то вещества, заменяющие феромоны матки и играющие ту же роль, то есть объединяют семью для продолжения жизни (по крайней мере их жизни). Осенью, когда яйцекладка заканчивается, матку уже не кормят так обильно, и, может быть, она не вырабатывает достаточного для всех пчел количества феромонов. В этом случае, как и при роевой ситуации, пчелы должны потерять чувство целостности семьи и улететь.
Но возможно, физиологически молодые, долговечные «избранные» особи, коллективно выделяют вещества, объединяющие семью и заставляющие рабочих пчел правильно укладывать корм, формировать гнездо, заделывать лишние дыры, оставленные пчеловодом, а потом образовывать корку клуба и греть их. В поддержку этого предположения хочу напомнить, что пчелы без матки перезимовывают, хотя и не всегда. Из всего сказанного можно сделать вывод, что пораженные клещом пчелы не смогли стать «избранными» и перешли в разряд рабочих. Семья потеряла чувство целостности и покинула улей.
Возможно, подкормка стимулировала процесс перехода пчел из «избранных» в рабочие и спровоцировала коллапс. Семьи, пережившие подкормку, разлетелись, когда похолодание и другие невзгоды естественным образом уменьшили выработку феромонов до критического уровня. Сначала улетали самые обездоленные феромонами рабочие пчелы. Это ухудшало условия жизни остальных пчел и еще больше уменьшало выработку объединяющих веществ — процесс принимал характер цепной реакции.
Есть некоторые предположения, почему покинутые гнезда не разворовываются пчелами. Был такой случай. В воскресенье вечером посадил рой в улей, в котором леток случайно оказался закрытым. В пятницу при обходе точка обнаружил оплошность. Улей с запарившимися пчелами отнес на рабочий стол и увидел полурасплавившиеся соты, вытекший мед. Меня удивило, что к улью не подлетали пчелы, хотя стояла хорошая летная погода, медосбора не было, а из улья шел приторный запах теплого меда.
В подобных случаях, когда откачиваешь мед, перетапливаешь воск, пчелы обычно так и лезут во все щели. А здесь ни одна не подлетала. Специально оставил улей открытым и наблюдал, однако не дождался ни одной пчелы, которая бы прилетела за медом. Возможно, не всякий мед для них сладок. Может быть, покидая гнездо при подобных обстоятельствах, пчелы оставляют метку, которая является непреодолимым барьером для пчел-воровок.
Покидая улей осенью, крылатые труженицы улетают умирать, поскольку ни один пчеловод не наблюдал, что соседние семьи усилились за счет слетевших. Кроме того, осенью при слете пчел никто не видел кучки умирающих пчел или рои, привившиеся где-то, а затем умершие. Значит, вылетев по одной или все дружно, пчелы разлетаются умирать. Можно предположить, что и у других пчеловодов слет происходит по подобным причинам: болезни, отравление химикатами или даже обильный поздний медосбор и т.п.
Прочитав про вирусную причину коллапса, все рамки с медом и сиропом перетопил на медовуху, ульи вымыл и проскоблил, а потом обжег паяльной лампой. Убыль семей восстановил следующим летом. Слета больше нет, но и такого меда, как в 2007 г., тоже.
П.ЖИТНИКОВ
Кемеровская обл., г. Новокузнецк