В последние годы в ж-ле "Пчеловодство" достаточно часто печатаются заметки, посвященные жизни пчел в дупле, что связано главным образом с гибелью семей в ульях во время зимовки. Однако авторы для подтверждения своих заключений не приводят ни рисунков, ни фотографий, на которых было бы видно как пчелы в дуплах строят и располагают гнездо и в них живут. Создается впечатление, что они принимают за абсолютную истину выводы Ф.А.Соколова, давшего в журнале "Русский пчеловод" № 2, 1900 г. свое толкование принципа работы дупла и разработавшего "Естественный закон о правильном устройстве улья".
Мне довелось видеть 18 пчелиных семей, поселившихся в дуплах. Поэтому у меня сложилась своя точка зрения на то, как пчелы строят гнезда в них и там живут. Деревья, в которых они селились, были живыми и самых разнообразных пород. Однако предпочтение пчелы отдавали дубам и липам. В двух случаях в Воронежской области семьи селились в широких куполообразных дуплах с входными отверстиями у самой земли. Они размещали свои гнезда вверху, а точнее в центре купола. В трех случаях в Нижегородской области в дуплах ранее жили шершни, прочные соты которых пчелы из летковых отверстий не удаляли.
Анализируя размещение гнезд (куполообразные дупла считаю редким исключением), следует сказать, что над и под ними остаются "воздушные подушки". С боковых сторон зазоры между стенками и сотами бывает, если позволяют геометрия и размер дупла. Увиденное дает право утверждать, что форма дупла и место расположения леткового отверстия определяют варианты строительства сотов в гнезде на "холодный" или "теплый" заносы.
На рис. А, Б, В, Г и Д видим, что над и под гнездом есть пустоты. Сверху они в случаях А и Д были не глубже 0,7 м, а в случаях Б, В и Г - более 1 м. Пустоты не предназначались для строительства сотов, так как были или малого диаметра (рис. Б, В, Д) или в виде щелей (рис. А, Г). Под гнездом воздушная подушка во всех случаях не глубже 0,5 м. В некоторых дуплах до поселения пчел я закрывал вкладышами большие входные отверстия и просверливал по пять вентиляционных диаметром 12 мм (рис. В и Д). Заметил, что пчелы прополисуют дупло только там, где расположено гнездо (высота которого во всех рассмотренных случаях не превышала 0,5-0,6 м). В других местах они лишь очищают его от частиц гнилой древесины, которые могут осыпаться.
Хотя дупло принуждает пчел строить вертикальное гнездо, мне довелось однажды увидеть семью, у которой соты располагались, как в лежаке (рис. Г).
На рисунках видно, что срединное расположение входного отверстия не является обязательным требованием пчел к дуплу, на чем настаивает А.Д.Нестеров в ж-ле "Пчеловодство" № 3, 2000 г. Нет в дуплах и герметично заделанной на зиму головной части, о чем пишет Б.В.Крюков в журнале "Пчеловодство", № 2, 1995 г., ссылаясь на сведения Ф.А.Соколова, и что практикуют и рекомендуют применять некоторые пчеловоды при содержании пчел в ульях с герметично заделанным потолком (ж-лы "Пчеловодство №6, 1996 г.; №6, 1998 г.). Не было такого, чтобы медовая часть гнезда измерялась несколькими метрами, на чем А.Д.Трифонов в ж-ле "Пчеловодство" № 8, 2000 г. базирует расчет расхода меда пчелами зимой в дупле. Объем и длина его неизменны, а если семья прожила в нем несколько лет, то есть в ее гнезде, так же как и в ульях, и совершенно темные соты, из которых многократно выводился расплод не только пчелиный, но и трутневый, и соты с затвердевшей - непригодной пергой, хотя А.Д.Трифонов в ж-ле "Пчеловодство", №4, 2000 г., пытается отрицать этот очевидный факт и на чем строит и предлагает свою технологию содержания пчел в многокорпусных ульях на уменьшенных по размерам рамках.
Правильно говорит В.Г.Жаров в ж-ле "Пчеловодство" №1, 1998 г., что дупло не является таким уж идеальным жильем для пчел, ставя под сомнение наличие в нем сотов четырехметровой длины и запасов меда по 15-20 пудов. Наибольшее количество, которое я изымал у пчел в роевом состоянии в летнее время из дупла, было один раз около 20, другой - около 15 кг.
На рис. Б и В видны дупла, в которых осуществлялась постоянная вентиляция через леток и отверстия в сучках, расположенных выше гнезда. Скорость потока воздуха пчелы регулируют, строя в них заградительные сотики.
Из рассуждений А.Д.Нестерова следует, что вентиляция гнезда осуществляется только через леток. Он совершенно не учитывает, что живая древесная ткань благодаря обменным процессам идеально поглощает влажный воздух, выделяемый пчелами, и гнездо сохраняется сухим летом и зимой, о чем писал еще в XIX в. Н.М.Витвицкий. В сказанном состоит преимущество зимовки пчел в живом дереве перед зимовкой в улье, нуждающемся в активной вентиляции, что подробно проанализировано А.Д.Трифоновым в ж-ле "Пчеловодство" № 6, 1991 г. На этом же настаивали А.И.Покорский-Жоравко и А.М.Бутлеров (И.А.Шабаршов, "История русского пчеловодства", 1996).
В заключение хотелось бы предложить авторам все-таки присылать в журнал "Пчеловодство" рисунки или фотографии дупел с подробными описаниями собственного понимания жизни пчел в данном конкретном случае. Возможно такая информация приостановит публикации заметок с теоретическими вариантами описания жизни семей в дуплах и предложений о разработке ульев, в которых летом пчелиные семьи живут как в дупле, а зимуют в теплых помещениях или даже в помещениях с регулируемой температурой. Получается странная ситуация, лесов и вековых деревьев в европейской части России становится все меньше или вообще уже нет, а публикаций о жизни пчел в дуплах все больше и больше.
В.Д.КРУТОГОЛОВ
г. Н. Новгород