Точка зрения

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Суббота декабря 28, 2024

Подписка на журнал ПЧЕЛОВОДСТВО → shop-beejournal.ru

пасека летом

Естественное роение — один из важнейших факторов выживания вида медоносных пчел, эволюция которого длится более 100 миллионов лет. Согласно известной гипотезе пчелы возникли одновременно с цветковыми растениями. Переход далеких предков современных пчел к антофилии — питанию пыльцой и нектаром — определил сопряженность эволюции насекомых и высших цветковых растений и их обоюдовыгодный неразрывный союз.

Исторический отрезок времени знакомства человека с пчелами составляет всего лишь несколько десятков тысячелетий. Роение пчелиных на протяжении всей истории вида было единственным способом выживания, поэтому склонность к нему вошла в его генетический код. Иначе быть и не могло. Очень неубедительным мне кажется мнение А.С.Сенюты (ж-л «Пчеловодство» №6, 2006) о том, что «... роевое размежевание пчелиной семьи возникло лишь на той ступени эволюции, когда пчелиные матки начали спариваться не с одним, а с несколькими трутнями (полиандрия)».

Бортничество и колодное пчеловодство, так же как система дикого пчеловодства, предполагали гибель семей пчел при отборе меда, поэтому владельцы колодных пасек и пчеловоды-бортники роение злом не считали. Лишь после того как человек научился делать искусственные рои — отводки и выводить маток (XIX в.), его стали рассматривать как негативное явление. Пчеловоды заметили, что роившиеся семьи меда давали значительно меньше, чем нероившиеся, и это стимулировало поиск противороевых мер. На сегодня учеными и пчеловодами-практиками их предложено много, но эффективность всех недостаточно высокая. Опыт передовых пчеловодов показывает, что наибольший эффект дает лишь комплекс противороевых приемов.

Залог успешной борьбы с естественным роением — знание причин возникновения роевого настроения и факторов, влияющих на его проявление. Чтобы понять это, нужно найти ответы на вопросы: ♦ какие абиотические и биотические факторы определяют время начала проявления инстинкта роения и его окончания; ♦ под влиянием каких факторов у одних пород пчел выработалась склонность к повышенной ройливости, у других к умеренной или слабой; ♦ почему в отдельные «ройливые» годы роятся не только сильные, но и средние по силе, а нередко даже слабые, а в некоторые годы не роятся даже сильные; ♦ как пчелы определяют, когда можно роиться и когда нельзя; ♦ какими мерами можно предотвратить или, по крайней мере, свести к минимуму проявление инстинкта роения?

Рассмотрим основные аспекты инстинкта роения.

Начнем с того, что все экологические факторы, прямо или косвенно связанные с роением пчел вида Apis mellifera, разделим на две группы: а) факторы, определяющие время начала и окончания периода проявления инстинкта роения (то есть роевой поры); б) факторы, влияющие на проявление инстинкта роения во время роевой поры.

А.С.Данилевский (1961) в книге «Фотопериодизм и сезонное развитие насекомых» убедительно на очень большом числе видов показал, что среди множества экологических факторов, влияющих на развитие насекомых в течение сезона, важнейший — продолжительность светового дня. Этот фактор сигнального порядка, не зависящий от состояния погоды в конкретном сезоне. Так, для зеленой тли сигналом к прекращению партеногенетического размножения служит сокращение продолжительности светового дня на два с половиной часа от его максимального значения (17 часов 37 минут — 22 июня). Подобных примеров в упомянутой книге приведено много.

Динамика проявления инстинкта роенияАнализ результатов наблюдений за роением пчел в течение длительного периода — с 1973 по 2007 г. — привел нас к твердому убеждению, что время окончания роевой поры определяется тем же фактором — долготой дня. Сокращение ее на 1 час приводит сначала к значительному уменьшению проявления инстинкта роения, а потом (в начале третьей декады июля) и к полному его прекращению, за исключением единичных случаев, которые могут наблюдаться вплоть до середины августа.

Наибольшее число роев зафиксировано в первой декаде июля; из 14 случаев роения во второй декаде девять приходятся на ее первую половину, два случая в третьей декаде — на ее начало.

В августе пчелы практически не роились, за 34 года наблюдений отмечен лишь один случай роения во второй декаде августа. Изложенное выше позволяет объяснить, почему в Кустанайской области (ж-л «Пчеловодство» № 11, 12, 1989; № 2, 3, 2000) пчелы не роятся во время главного медосбора, а в ЦЧЗ на этот период приходится наибольшее число случаев роения. Все просто: главный медосбор в Кустанайской области, как об этом пишет А.И.Волохович, начинается в конце июля и длится, как правило, весь август, то есть тогда, когда уже работает основной сигнальный фактор — сокращение продолжительности светового дня.

Каким образом пчелы стали настолько грамотными и умными, что связывают свое развитие с таким глобальным фактором, как колебание длительности светового дня, обусловленным вращением Земли вокруг Солнца? Объяснить это можно естественным отбором. Предположим, что когда-то они роились в течение всего теплого времени года. Однако в умеренных широтах, где за летом следует прохладная осень, а потом холодная продолжительная зима, поздние рои не успевали ни отстроить соты, ни собрать необходимое количество корма, ни нарастить достаточное число молодых пчел, чтобы перезимовать. Они, как правило, были обречены на гибель.

Здесь нелишне напомнить, что бóльшая часть видов медоносных растений, составлявших кормовую базу для пчел в течение тысячелетий, главным образом цветет и выделяет нектар весной и в первой половине лета (так это происходит и сейчас). Чем ближе осень, тем меньше источников корма для пчел. Иными словами, чем позднее происходило роение, тем меньше был шанс выжить как у роя, так и у семьи, отпустившей его. Природа не терпит ничего, что идет во вред виду.

Естественный отбор — явление жестокое: выживает только тот, кто лучше приспособлен к конкретным экологическим условиям. Так, в течение многих тысячелетий естественный отбор и привел к выработке очень важной биологической особенности пчел — роению весной и в первой половине лета, а самым надежным ориентиром к прекращению роения оказалось сокращение продолжительности светового дня. Для умеренных широт — это уменьшение долготы дня на 1 час от его максимального значения. Такая особенность закрепилась генетически: иначе быть и не могло.

Что же касается времени начала роевой поры, то оно приходится на период, когда продолжительность светового дня достигает 16–16,5 часов (середина мая), то есть примерно тоже за 1 час до максимальной его продолжительности. Необходимо отметить, что приведенные в таблице сведения о динамике роения в течение более трех десятков весенне-летних сезонов отражают проявление инстинкта роения на пасеке, где ежегодно выполнялся комплекс противороевых мероприятий: отбор расплода для создания отводков (вторая-третья пятидневки мая), а затем периодический отбор расплода для их подсиливания.

Как показали наблюдения, при отсутствии контроля за проявлением инстинкта роения это явление быстро нарастает с середины второй декады мая, достигает максимума к середине июня и остается на этом уровне до середины первой декады июля. Далее интенсивность роения быстро идет на убыль, что можно объяснить действием двух факторов: сокращением продолжительности светового дня и началом главного медосбора.

С практической точки зрения очень важен вопрос о причинах породных различий в склонности к естественному роению.

На наш взгляд, ответ кроется в различиях экологических условий, в которых шла эволюция каждой породы пчел: а) медопродуктивности кормовой базы; б) длительности безоблетного периода и суровости зимних месяцев; в) наличии и численности животных (медведь и некоторые другие), склонных разорять жилища пчел.

В природе в результате длительной эволюции выработались механизмы регулирования численности видов, имеющих между собой трофические (кормовые) связи. Что-то подобное имеет место и у пчел. Любая территория с более или менее однородными природными условиями способна прокормить в зависимости от видового состава и количества медоносных растений вполне определенное число пчелиных семей. Медопродуктивность естественных ландшафтов часто бывает невелика, и семьи не могут собрать необходимого количества корма для развития, не могут обеспечить себя кормом на зиму и в результате оказываются обреченными на гибель. Поэтому чрезмерная ройливость, идущая во вред виду, была ограничена длительным естественным отбором: слишком ройливые погибали и не оставляли потомства.

С другой стороны, в природе всегда идет гибель семей от самых разнообразных причин. Между появлением новых семей, то есть роев, и гибелью семей должно быть равновесие. Интенсивность роения обеспечивает поддержание его. Механизмы для выполнения его в конкретных условиях вырабатывались в течение тысячелетий и действуют миллионы лет. Они закреплены в генетическом коде пчел в виде инстинкта роения, проявляющегося поразному у разных пород.

Это объясняет, почему среднерусская порода пчел более ройлива, чем, например, серая горная кавказская пчела. Гибель семей в течение продолжительной (до 6 месяцев и более) суровой зимы была значительно бóльшая, чем гибель пчел в условиях короткой (безоблетный период 1,5–2 месяцев) мягкой зимы Закавказья. Чтобы обеспечить восполнение ежегодного отхода, среднерусская пчела должна была роиться интенсивнее, чем кавказская, иначе она бы попросту вымерла.

Давно замечено, что интенсивность роения большинства пород пчел сильно варьирует от года к году. Так, инстинкт роения совершенно не проявлялся в 1983 и 2002 гг. А в 2000, 2003, 2004 гг. склонность к нему была очень высокой, и даже комплексом противороевых мер не всегда удавалось предотвратить это явление.

Каким же образом пчелы определяют, когда можно роиться и когда не следует? Факты, отмеченные в течение многолетних наблюдений, дают основание для ответа на этот вопрос. За последние 29 лет в 1983 и 2002 гг. были самые плохие условия для медосбора: дефицит осадков, а в 1983 г. еще и слишком прохладные ночи. Сильные семьи, плотно занимавшие два дадановских корпуса и имевшие от 10 до 13 рамок расплода (за счет подсиливания от семей-доноров), отказались переходить в надставки. Никаких признаков подготовки семей к роению в эти годы не было.

Государственные метеослужбы, как центральная, так и региональная, неоднократно сообщали, что ожидают выпадение осадков сначала в третьей декаде июня, затем в первой и во второй декадах июля, в августе. А их так и не было до осени. Получается, что пчелы лучше, чем люди, располагающие современными приборами и оборудованием, вплоть до искусственных спутников Земли, «знали», что метеоусловия будут неблагоприятными, хорошего медосбора не будет и роиться нельзя. И наоборот, в годы с хорошими условиями для медосбора (2000, 2003, 2004 гг. и др.) невозможно было подавить проявление этого инстинкта пчел.

Пчелы «составляют» безошибочные метеопрогнозы и на короткий срок, и на весь предстоящий сезон. Как? Нам пока неведомо.

Единственное, что мы можем сказать, что овладение этими премудростями — результат безжалостного естественного отбора. Способность предвидеть неблагоприятную ситуацию совершенствовалась за счет выживания только тех семей, которые могли улавливать какие-то сигналы природы, которые пока недоступны человеку и его приборам.

Из сказанного следует, что интенсивность роения прямо связана с уровнем «благоприятствования» экологических условий нектаровыделению: чем они лучше, тем выше стремление пчел реализовать инстинкт роения. Если бы стремление пчел к роению подавлялось «инстинктом собирательства», то они должны были бы сильнее роиться в годы, когда взяток слабый и они мало заняты сбором нектара. Здесь важно подчеркнуть, что и в «ройливые» годы (подобные 2004 г.), и в «неройливые» (2002 г.) примерно половину роевой поры, то есть с середины мая до достижения апогея продолжительности светового дня (22 июня), когда время главного взятка еще впереди, инстинкт собирательства никак не может подавлять проявление инстинкта роения. Между тем июнь, как уже было показано, это время наиболее интенсивного роения. И если в «неройливые годы» пчелы в это время не роятся, то вывод может быть только один: они подчиняются сигналам о том, что в предстоящий период (июнь — июль — начало августа) медосборные условия будут плохими и роиться нельзя. Наличие хорошего взятка (привесы более 3–3,5 кг) в ройливые годы лишь снижает стремление пчел к роению, но не предотвращает его.

М.И.БОЛДЫРЕВ

МичГАУ, Мичуринск — Наукоград

Поделиться с друзьями
Читайте также

 

Международный конгресс пчеловодов ApiGLOBAL
Съезд
Съезд пчеловодов Кировской области

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 274 гостя и нет пользователей

Яндекс.Метрика