В течение 15 лет работы апитерапевтом я замечала, что при лечении больных методом пчелоужаления (апитоксинотерапия) у них улучшается не только физическое (соматическое), но и психологическое состояние: улучшаются настроение, сон, снимаются раздражительность, утомляемость, слабость, вялость, повышается активность. На это указывают и другие авторы (Э.М.Алескер, 1964; Э.М.Лудянский, 1994; Л.С.Мельник, А.В.Разумова,1997; и др.)
Ревматология — это область наиболее благоприятного применения пчелиного яда для лечения, поэтому мы решили изучить влияние пчелиного яда на психосоматическое состояние больных ревматоидным артритом (РА). Известно, что при недостаточности терапевтических мер РА приводит к инвалидизации уже через 3–5 лет болезни (В.И.Мазуров, А.М.Лила, 2000).
Проблема лечения РА остается одной из актуальных в ревматологической практике в связи с недостаточной изученностью механизмов развития, участием многих систем в формировании патологического процесса, а также «агрессивностью» современного лечения. В последние годы все больше появляется доказательств, что депрессия и другие психологические факторы являются факторами риска и развития психосоматических заболеваний.
В лечении РА по-прежнему одним из наиболее эффективных средств остаются гормональные средства (ГК). Наблюдается тенденция к их более широкому применению уже в самом начале болезни, что помогает максимально подавить воспалительный процесс и снизить прогрессирование деструкции суставов, в то же время по мере увеличения продолжительности курса лечения нарастают осложнения, риск активации процесса при отмене препарата и даже снижении дозы ГК. Все это побуждает к поиску новых лечебно-профилактических схем их использования. Одним из путей повышения эффективности и безопасности является, на наш взгляд, пчелоужаление (апитоксинотерапия).
В основу работы были положены результаты обследования больных РА, которых лечили медикаментами по общепринятым схемам и методом пчелоужаления. Для оценки влияния пчелиного яда использовали клинико-катамнестический метод, лабораторно-инструментальные методы исследования, комплекс психодиагностических методик и метод математического статистического анализа.
Соматическое состояние больных РА характеризуется суставным синдромом, для которого свойственна симметричность, преимущественным поражением кистей, стоп, коленных и голеностопных суставов, их деформацией, наличием болей и утренней скованности, которые наиболее интенсивны в утренние часы и усиливают затруднение движений в суставах. При исследовании психологического статуса оказалось, что среди факторов развития и риска РА активную роль играет тип темперамента. 97% болеющих РА имеют высокий уровень нейротизма, при котором в неблагоприятных, стрессовых ситуациях могут развиться невроз, депрессия. Наши исследования пациентов с РА показали следующее распределение по типу темперамента: меланхолики — 57,6%, холерики — 39,4%, флегматики — всего 3%, сангвиников среди обследованных не оказалось. Меланхолики и холерики относятся к эмоционально неустойчивым типам и составляют вместе 97% (р<0,001). Из этого следует, что эмоционально устойчивые типы людей практически не болеют РА.
При исследовании эмоционального фона выявлено, что начальный уровень депрессивных расстройств по шкале Бека соответствовал у большинства больных РА симптомам развивающейся депрессии. После апитоксинотерапии средний балл снизился более чем в 2 раза, что свидетельствует о влиянии пчелиного яда на депрессию. Клинически это проявлялось в улучшении настроения, сна, отмечалась редукция тревожно-ипохондрических проявлений. Средний балл после медикаментозного лечения изменился незначительно, то есть начальные симптомы развивающейся депрессии на фоне лекарственной терапии не купируются.
У всех пациентов с РА уровень тревоги был выше нормы. Тестирование по психометрической шкале определения тревожности Тейлора показало, что после применения медикаментозного лечения средний балл уровня тревожности несколько увеличился, то есть уровень тревоги при медикаментозном лечении имеет тенденцию к повышению. На фоне лечения пчелиным ядом отмечается снижение уровня тревоги к концу исследования.
Сравнивая эффективность лечения в двух группах, мы выявили достоверное однонаправленное снижение болевых ощущений независимо от вида терапии (F=318,53; Р<0,001). Но при введении поправки на влияние исходного уровня боли обнаружено достоверно более активное снижение боли при апитерапии по сравнению с медикаментозной терапией (F=4,812; P=0,001).
Выявлено, что у больных РА частота употребления ГК достоверно ниже при апитерапии (c2=28,386; Р<0,001), то есть перед лечением методом пчелоужаления пациенты продолжали принимать ГК и другие медикаменты, а в процессе апитерапии медикаменты были отменены.
При пчелоужалении наблюдается положительная динамика в изменении клинико-лабораторных показателей (соматического состояния). Отмечается значительное улучшение функций суставов у больных РА, уменьшаются или ликвидируются утренняя скованность и боли в суставах, восстанавливается в них подвижность.
Апитерапия может назначаться больным с ревматоидным артритом, имеющим противопоказания к иммуносупрессивной терапии, либо с непереносимостью нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП). Примером может служить следующая история болезни.
Больная Ф.И., 40 лет, домохозяйка, поступила на лечение методом апитерапии 12.01.00 г. Жаловалась на сильные боли в суставах пальцев рук, плечевых и локтевых, голеностопных и коленных суставах, поясничной области, в связи с чем она была практически обездвижена.
В течение месяца у пациентки сохранялась температура тела до 38,5°С, несмотря на прием НПВП и ГК.
Из анамнеза: больна в течение года, за две недели до повышения температуры больную выписали из ревматологического центра, где находилась повторно за последние полгода. Проведено лечение метотрексатом, преднизолоном до 15 мг в сутки, НПВП и другими симптоматическими средствами. От повторной госпитализации больная отказалась.
Состояние больной тяжелое, не передвигается, суставы кистей, стоп отечны и тугоподвижны. Резко ограничены движения в коленных и локтевых суставах.
В первый месяц пациентке проведено лечение методом пчелоужаления по стандартной схеме. В течение последующих трех месяцев ужаления проводились 1 раз в неделю.
В процессе лечения температура тела нормализовалась, больная стала поднимать руки, самостоятельно передвигаться по комнате, обслуживать себя, прием гормональных средств удалось свести к нулю. В дальнейшем состояние суставов улучшалось, отеки уменьшались, подвижность нарастала, разогнулся полностью левый локтевой сустав. Больная могла самостоятельно ходить в поликлинику, подняться на 5-й этаж и спуститься с него.
В течение последующего месяца пациентка принимала метотрексат по назначению ревматолога, объем движений сохранялся, периодически беспокоили боли в голеностопных суставах и стопах. Было рекомендовано продолжить поддерживающие курсы апитерапии.
Таким образом, апитерапия способствовала регрессу иммуновоспалительных проявлений и стабилизации клинической картины РА, тогда как назначение базисной терапии, а также гормональных средств имело кратковременный эффект, ухудшение в виде резкого повышения температуры до 38°С продолжительностью один месяц, резкое рецидивирование экссудативных явлений и болевого синдрома. На фоне проведенной апитерапии отмечено повышение СОЭ (32–53 мм/ч) в процессе лечения и нормализация до 8 мм/ч в конце курса апитерапии. Сочетанная терапия на фоне проведенной апитерапии дает значительно более быстрое улучшение клинико-лабораторных данных, возможность уменьшить дозы поддерживающей (базисной) терапии и стойкое поддержание ремиссии.
Важным критерием в выборе метода лечения является переносимость проводимого лечения. По данным исследований МАПО Санкт-Петербурга (В.И.Мазуров, A.M.Лила, 2000), полученные при обследовании 283 больных РА данные показали различные побочные эффекты базисной терапии у 32,9% больных, а при применении ГК у 40% больных. Процент осложнений при лечении методом апитоксинотерапии, по моим наблюдениям, составил 5% в виде крапивницы. Других осложнений в исследуемой группе не наблюдалось. По данным отечественной литературы, аллергические реакции при апитоксинотерапии составили 1,2–2,0%, а по данным Н.Н. Трубкиной (1987), — до 10%. Все это указывает на преимущества апитерапии при лечении пациентов с РА. Апитерапия необходима для купирования обострения, снижения активности процесса, улучшения функциональной способности суставов, получения стойкой ремиссии и с целью снижения дозы применяемых НПВП и ГК, а также при плохой переносимости или недостаточной эффективности медикаментозной терапии.
Таким образом, апитерапия, обладая выраженным противовоспалительным эффектом, уменьшает боль, утреннюю скованность, улучшает функциональное состояние суставов.
При апитерапии уровень депрессии уменьшается в 2,2 раза, уровень тревоги — в 1,25 раза, в то время как при медикаментозной терапии тревожность имеет тенденцию к повышению, а уровень депрессии не меняется. Кроме того, риск побочных эффектов в 5 раз меньше, чем при применении НПВП, и в 8 раз меньше, чем при применении глюкокортикоидов. Терапевтический эффект апитерапии аналогичен действию глюкокортикоидов, что позволяет уменьшить или отменить прием их при поддерживающих курсах.
Выявлена связь между выраженностью тревожно-депрессивных изменений и тяжестью течения РА с одновременным изменением острофазовых лабораторных показателей. Пчелиный яд улучшает психическое состояние больных РА, снижает выраженность тревоги и депрессии.
Апитерапия может быть использована для лечения РА как в сочетании с лекарственными средствами, так и в виде самостоятельного метода лечения.
И.В.ВЛАСОВА