Любительское пчеловодство

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Суббота апреля 27, 2024
станок для инструментального осеменения

Прочитав очередную рекламу о продаже пчелиных маток, решил немного рассказать о своем опыте.

Не открою секрет, если скажу, что спокойствие пчеловода, а также быстрое и хорошее развитие семей во многом зависят от качества маток, живущих в них. А где взять хороших? Купить или вывести самому? Если повезет, приобретете то, что пожелали, а если не повезет, то проблемы обеспечены.

Не от хорошей жизни российский пчеловод приобретает племенных маток, как правило, нерайонированных пород и не всегда заявленного качества. Предприниматели везут маток неизвестно откуда, даже из дружественных государств, не соблюдая ни норм, ни правил, преследуя единственную цель — заработать деньги. После этого появляются помеси неизвестного происхождения, в большинстве случаев ухудшающие общее состояние пасек. Соответственно, уменьшается выход продуктов пчеловодства, ухудшается иммунитет пчел, создается неблагоприятный санитарно-эпидемиологический фон в округе.

 
 

Улучшить местную породу, оказывается, не так уж трудно. Как написано во всех учебниках, необходимо проводить отбор семей по хозяйственным признакам, выводя маток и трутней от лучших отцов и матерей. Далее, контролируя процесс их спаривания, улучшать положительные качества. Возникает вопрос: а как это сделать? Ведь даже научившись выводить хороших маток от хороших семей, мы не можем гарантировать результат, потому что мы не контролируем спаривание. Как быть? Создавать изолированный пункт для облета – проблема. Найти остров, как это практикуется в некоторых странах, — дорогое удовольствие даже для большого коллектива пчеловодов. Почему же в России инструментальное осеменение маток не получает распространения? А потому что созданный вокруг этого процесса ореол таинственности, трудности и недоступности, естественно, озадачивает, отталкивает и пугает нашего пчеловода, делая его зависимым от сторонних поставщиков.

Проживая на Дальнем Востоке, в центре Приморского края, в далекие восьмидесятые, мы, молодые пчеловоды, «проглатывали» любую литературу о пчеловодстве, пытаясь научиться этому серьезному делу. Пчеловоды-ветераны не спешили делиться полезными знаниями, а зачастую от их советов был только вред. Позднее понял, что делиться им было попросту нечем. В лучшем случае они не мешали пчелам работать.

Благодаря журналу «Пчеловодство» научился выводить маток лучше, чем совхозные пчеловоды. После этого узнал, что такое черная зависть. А когда в результате простого отбора пчелы на нашей пасеке перестали постоянно роиться, начали быстрее развиваться, меньше болеть и, главное — увеличился выход меда и других продуктов пчеловодства, я стал конкурентом.

Однажды на пасеке Уссурийского сельхозинститута, увидев аппарат инструментального осеменения, поинтересовался, что это такое и зачем это нужно, со мной не захотели общаться. И правильно сделали, потому что после этого возник еще больший интерес к процессу.

Первым изображением станка, «зацепившим» меня, была черно-белая фотография из учебника Г.А.Аветисяна «Пчеловодство» (1975). Было это примерно в 1980 г.

С тех пор занялся конструированием станков и необходимого оборудования. За несколько лет было изготовлено огромное их число — более пятидесяти вариантов. Свидетели тому — многочисленные пчеловоды, которые сначала крутили пальцем у виска, когда говорили про мое занятие, но потом, когда увидели результаты, успокоились и тихо завидовали…

Первые станки состояли из неимоверного числа деталей, с огромными люфтами, которые выбирались за счет всевозможных пружин. С годами лишние детали убрал, уменьшил вес и размеры станков. В результате многолетних трудов и отбора осталось около десятка различных конструкций, которые с каждым разом становились проще и удобнее. Не зная, где можно приобрести остальное оборудование (шприц, капилляр, подсветка, крючки), изготовил их сам.

Когда знакомые пчеловоды начали интересоваться моим оборудованием, стало ясно, что доступ к металлообрабатывающим станкам есть не у всех. Поэтому пришлось изготовлять станок, доступный для всех, — и по материалам, и по технологии, то есть для нашего пчеловода, которому помощи ждать неоткуда.

В результате получилось несколько работоспособных аппаратов. С трехкоординатным механизмом – для начинающих, с ручной тягой – для тех, у кого рука тверже, и с комбинированным механизмом — для удобства обеих категорий. Всевозможные шестеренки и реечные механизмы были вытеснены более простыми и надежными устройствами. Можно сказать, что станки сделаны из подручных материалов, поэтому стоимость их небольшая, не считая микроскопа, баллона с углекислотой и редуктора. Для изготовления деталей лучше использовать нержавеющую сталь, хотя она сложнее в обработке, зато потом легче соблюдать режим стерильности, от которого зависит число качественных маток, да и при перевозках металл не боится трясок и падений.

Оценив значимость инструментального осеменения и зная о недоступности этого оборудования в то время, пришлось разработать технологию изготовления станков в условиях, максимально приближенных к реальным (то есть, без дорогостоящего и высокоточного оборудования), а также без технологии по изготовлению необходимого оборудования. После многочисленных доработок решили проверить технологию изготовления. Дали подростку чертежи и все необходимое. За три дня парень не спеша собрал станок и потребовал премию за скорость.

Первые мои результаты были весьма скромными: выживали одна-две матки из десяти, да и то не всегда. Как потом оказалось, из-за элементарного несоблюдения стерильности и, конечно же, отсутствия необходимых знаний. Почему-то мы считали, что у пчел и так все стерильно.

Когда я уже хотел забросить самодеятельность, к нам на пасеку случайно попал пчеловод-матковод А.И.Головко, который учился этому делу в молодости. Он, конечно, весьма удивился, увидев наше оборудование, но зато объяснил нам необходимость соблюдения гигиены. А главное, он дал мне методичку по этому процессу и несколько книг по пчеловодству. После прочтения литературы число нормально работающих маток резко увеличилось до семи (вспомните, сколько теряется при облете). Пчелы на пасеке начали меняться в лучшую сторону.

Но вот появился Интернет в нашей деревне, и к своему удивлению узнал, что оборудование для инструментального осеменения маток дорогое, что сам процесс очень сложный, учиться надо этому долго, но практически негде. Общаясь с пчеловодами из разных стран, узнал, что инструментальное осеменение маток используется у них чуть ли не на каждой любительской пасеке для обеспечения своих нужд.

Чтобы проверить на практике мой многолетний опыт, предложил интересующимся пчеловодам чертежи своих станков и всю информацию, которую накопил по данному вопросу. Результат оказался такой же, как и на моей пасеке: после нескольких тренировок выход плодных маток достиг 90%. Почему-то в нашей литературе по инструментальному осеменению выход маток составляет 60–75%.

 
 

Мои станки сделаны для работы с микроскопом МБС-9, все в них разбирается, передвигается, переставляется, поэтому не составит большого труда приспособить их под любой микроскоп, у которого расстояние от нижней линзы до предмета позволяет поместить капилляр. Пробовали использовать и вэб-камеру. После микроскопа немного непривычно, но тоже возможно при хорошем разрешении и подсветке.

Сначала для вывода маток лепил мисочки вручную по учебнику. Потом сделал подобие разборного сотика из набора для получения маточного молочка по чертежам из журнала «Пчеловодство». А после появления сотов К.Джентера и «Никота» процедура вывода маток намного упростилась, не говоря уже о маточном молочке.

Научившись выводу маток и инструментальному осеменению, начал учиться сохранять их в больших количествах, а также экспериментировать с работой маток в одном улье без разделительной решетки.

Добился неплохих результатов, используя только статьи из журнала «Пчеловодство» (авторов, к сожалению, не помню), кроме того, работал над собственными ошибками. В течение многих лет все мое самодельное оборудование работает без проблем, постоянно его модернизирую. В настоящее время знакомый помогает запатентовать мои аппараты.

В.Ю.ПЕРЕТРУХИН

Приморский край

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 154 гостя и нет пользователей

Яндекс.Метрика