К вопросу улучшения условий кормления и содержания медоносных пчел нас заставила обратиться современная обстановка, сложившаяся в отечественном пчеловодстве. Целесообразность выполнения рекомендаций, даваемых в многочисленной современной литературе, часто опровергается практикой.
Иметь достоверную информацию можно, только изучая жизнь пчелиной семьи как самодостаточной биологической системы. Точно подтвержденную информацию на начальном этапе работ нам дала книга М.В.Лупанова «Советы старого пчеловода», опиравшегося в своем труде более чем на полувековой опыт работы с пчелами.
Цель настоящей работы: сравнительное изучение кормового режима семей пчел, живущих в рамочных ульях и на самостоятельно отстроенных гнездах, без вмешательства человека (работу выполняли с 2003 по 2007 г.), а также возможность моделирования естественного расположения кормовых запасов в современных рамочных ульях без их коренной переделки.
С зоотехнической точки зрения дупла деревьев нельзя рассматривать как идеальные жилища для пчелиных семей. Повышенная влажность, слабая вентиляция, пораженность отмирающей древесины плесенью не способствуют жизнедеятельности насекомых, отбирая силы и время маленьких тружениц на санацию полости гниющего ствола. Рои в большинстве случаев отдают предпочтение ловушкам-кошам, устанавливаемым пчеловодами в лесу. Очень редко они заселяют пустующие дупла. Высокая адаптационная способность медоносных пчел, выработанная в ходе длительной эволюции, позволяет им осваивать разные природные замкнутые полости. Основные критерии оценки пригодности жилища: санитарно-гигиеническая обстановка и возможность отстройки многосотового гнезда, отвечающего их экологическим требованиям.
Вся жизнь пчелиной семьи неразрывно связана с сотами гнезда, в которых накапливаются запасы белковых и углеводных кормов.
С этой позиции пчелиный сот можно рассматривать как универсальную матрицу, на которую накладываются все процессы жизни пчел. От его размера, вместимости зависят их жизнь, здоровье и продуктивность.
Для экспериментальной отстройки гнезда использовали ульи, не имеющие рамок, приспособленные для наблюдений. Пчелам предоставили возможность отстраивать соты разной площади, а также по собственному выбору создавать режим вентиляции гнезда, ведя строительство их на теплый, холодный или промежуточный занос.
В июне ульи заселили роями с выравненной массой 2,5 кг, матки были одного возраста.
В конце сентября в гнездах пяти семей провели необходимые замеры, а затем их присоединили к основным семьям пасеки. Мы выяснили, что средняя полезная площадь сотов, отстроенных этими семьями, была S = 1695 см2, расстояние между средостениями сотов в расплодной части гнезда 37,0±0,5 мм, ширина улочки в медовой части гнезда 7–9 мм, расплодной 10–12 мм. Длина центральных пластов сотов 450–480 мм, ширина 435 мм. Обеспеченность каждой зимующей улочки медом не менее 3,2±0,2 кг, масса меда в среднем 27 кг, запас перги 1,8±0,1 кг (рис. 1).
Семь семей отстроили соты на теплый занос, две — на холодный и одна — на промежуточный. Зимовка экспериментальной группы проходила на воле, первые облеты были ранними, в результате на снегу погибали старые и больные пчелы, так происходило оздоровление семей.
В период зимовки семьи с сотами на холодный занос погибли из-за малого запаса кормового меда над клубом, остаток неизрасходованного составил 18 и 21 кг. В последующие после облета теплые дни гнезда были вскрыты и изучены, а оставшиеся семьи пересажены в рамочные ульи на запасные готовые соты. Три семьи, живущие на сотах на теплый занос, мы оставили для дальнейшего изучения.
Весной после зимовки средняя полезная площадь естественных сотов была равна S = 1687 см2, расстояние между средостениями сотов 37,0±0,5 мм, ширина улочки в медовой части гнезда 7–9 мм, расплодной 10–12 мм. Длина центральных пластов сотов 450–480 мм, ширина 435 мм. Средняя масса семей 1,8 кг, запас меда 14,7 кг, обеспеченность медом не ниже 1,7 кг на улочку, запас перги 1,4±0,15 кг. Следы поноса на сотах отсутствовали. На небольших участках находился молодой расплод и яйца. Число клещей варроа в зимнем подморе было небольшим, хотя поражение пчел, остававшихся после облета на снегу, было высоким (38 паразитов на 100 особей). Лечебная обработка пересаженных на сотовые рамки семей показала низкую заклещенность — около 1,5%.
Из результатов промеров пластов сотов и анализа зимовки следовало, что удовлетворить требования медоносных пчел по концентрации корма, расплода и их самих в северной лесной зоне могут рамки следующих размеров: 500х500 мм (М.В.Лупанова), 435х470 мм (спаренная многокорпусная), 435х455 мм (полуторная стандартная).
Для полевых испытаний выбрали гнездовые рамки размером 435х470 мм (рис. 2), расположив на теплый занос с полезной площадью сота S = 1788 см2. Развиваясь на них, семьи не испытывали тех неудобств, которые характерны для ульев с низкоширокими рамками (недоступность кормов зимой, переходы матки в поисках мест для яйцекладки летом, затрудненный воздухообмен в течение всего года).
Полезная площадь сота стандартной рамки (435х300 мм) S = 1180 см2 и многокорпусной (435х230 мм) S = 850 см2 не позволяли семьям концентрировать расплод и корм одновременно на ограниченном числе сотов весной и осенью, что приводило к большему расходу физиологической энергии обитательниц улья для поддержания необходимого микроклимата гнезда. Наращивание силы семей летом в семьях на больших рамках было интенсивным, что объяснялось увеличением полезной площади каждой такой гнездовой рамки по сравнению со стандартной и многокорпусной.
На обслуживание семей требовалось меньше затрат труда и времени со стороны пчеловода. Объем гнезда из 10 гнездовых рамок 435х470 мм с полезной площадью сотовой поверхности S = 17880 см2 позволял матке активно работать в течение всего сезона. Отсутствие разрывов увеличивало доступный кормовой запас зимой, уменьшало потери тепла зимующим клубом через межрамочные пространства, что приводило к снижению расхода корма. Концентрация расплода на ограниченном числе рамок, но большей площади обеспечивала лучший обогрев и кормление личинок. Для сбора товарного меда мы использовали стандартные магазинные надставки.
Собирали гнезда на зиму в конце сентября, комплектовали их полномедными гнездовыми рамками 435х470 мм с массой меда не менее 3,2±0,2 кг на улочку (общее их число 7–9 в зависимости от силы семьи). При такой сборке семьи не требовали подкормки зимой, их не беспокоили, и они благополучно перезимовали (рис. 3).
Полученные данные свидетельствуют о том, что применение увеличенных гнездовых рамок (435х470 мм) способствует созданию благоприятного кормового режима в гнездах независимо от погодных условий, концентрации расплода, раскрытию потенциала матки по яйценоскости, успешному наращиванию силы семей, повышению устойчивости к заболеваниям.
Вследствие большого количества расплода молодые пчелы не бездействуют, стремление к роению сдерживается, период роста семьи увеличивается, ее зрелость наступает с большим количеством пчел и расплода. Увеличенные гнездовые рамки сокращают время на формирование отводков, позволяют делать их сборными (противороевыми) и сразу сильными, способными принимать участие в медосборе наравне с зимовалыми семьями. Удобное применение строительной рамки позволяет контролировать состояние семьи и практически исключает потерю роев.
Считаем, что использование увеличенных гнездовых рамок (435х470 мм) в климатических зонах с холодным климатом будет способствовать лучшей сохранности медоносных пчел зимой, увеличению численности вида, сохранению экологического равновесия в дикой природе, лучшему опылению сельскохозяйственных культур.
Несомненно, что содержание семей на увеличенных рамках имеет кроме положительных качеств и определенную сложность. Небезынтересно выслушать аргументированные замечания пчеловодов на этот счет.
К.А.РОЖКОВ, Н.В.ПРИСТАЧ
Санкт-Петербургский
государственный
аграрный университет