Легче всего у пчел вырабатываются условные рефлексы на запах и цвет пищевого объекта (Лопатина, 1970). Запах подсолнечника или клевера пчелы запоминают практически с первого раза, и уже при втором посещении более чем 95% особей выбирают кормушку с нужным запахом. С запахом тысячелистника такие показатели достигаются только после 6–10 попыток.
Из необычных стимулов, на которые удается обучать пчел, упомянем направление поворота. Различают ли пчелы «правое» и «левое» относительно оси собственного тела независимо от конкретных ориентиров на маршруте? Чтобы выяснить это, пчелу приучали залетать в открытый сверху непрозрачный вертикальный цилиндр около 0,8 м в диаметре. На внутреннюю стенку цилиндра помещали горизонтальную планку с двумя одинаковыми с виду кормушками, расположенными в нескольких сантиметрах друг от друга.
В одну кормушку, например правую, наливали сахарный сироп, в другую — раствор поваренной соли. Пчелы, залетая внутрь цилиндра, приближались к кормушкам примерно от оси цилиндра. Таким образом, одна кормушка всегда оказывалась справа, а другая — слева относительно направления движения насекомого. Положение планки с кормушками регулярно меняли, и направление поворота (направо — налево) при выборе одной из двух кормушек оставалось единственным признаком, по которому можно было найти приманку. Многие (но не все) особи садились на кормушку с приманкой с первой попытки чаще, чем это могло бы быть случайно. Обычно, чтобы обучиться, пчеле требовались десятки повторений. Следовательно, они способны различать такие понятия, как «правое» и «левое».
У пчел возможна также выработка условного рефлекса «на отношение». Если предложить пчеле пару одинаковых фигур разного размера, например два круга, она спонтанно предпочтет большую фигуру. Это объясняется тем, что в природе обычно более крупные цветки содержат больше нектара, поэтому ее поведение адаптивно. Однако, если сочетать приманку с меньшей фигурой, а более крупную — с раствором поваренной соли, пчела выбирает меньшую.
Помимо улавливания одиночных стимулов пчелы способны улавливать и их сочетание. Одной из самых сложных задач является опознание тройного сочетания цветов. Рассмотрение задач такого уровня сложности вплотную подводит нас к вопросу об «интеллектуальных» возможностях этих насекомых.
Под «интеллектуальными», или когнитивными, способностями понимается способность усваивать не просто конкретные стимулы, а логику ситуации, законы, по которым можно достигнуть цели. Одним из первых, кто начал целенаправленно изучать интеллектуальные способности пчел, был профессор Г.А.Мазохин-Поршняков. Наиболее показательны эксперименты по обобщению пчелами зрительных стимулов. В результате многостадийного обучения удавалось сформировать у них различные обобщенные понятия, например «треугольник» и «четырехугольник» (рис. 3).
На первой стадии эксперимента пчелу по методике Фриша тренировали различать определенный треугольник и четырехугольник; на второй — той же пчеле предлагали новую пару фигур — вновь треугольник и четырехугольник, но иного размера и с иным соотношением сторон. В начале каждой новой стадии эксперимента проводили так называемый экзамен, то есть убирали приманку с тестовых фигур, чтобы дополнительно исключить возможность ориентации по каким-то признакам, связанным непосредственно с приманкой.
Как и следовало ожидать, в начале второй стадии пчелы исходно выбирали фигуры случайно. Имеющийся у них опыт пока что не позволял выделить признак, указывающий на приманку. Тогда провели обучение на второй паре фигур и перешли к третьей — предложили пчелам третью пару новых фигур. Отметим, что здесь уже наблюдалось заметное предпочтение фигуры с тем числом углов, на которое ранее велась тренировка. Наконец, на четвертой стадии эксперимента, с еще одной парой фигур, предпочтение стало совершенно четким. Таким образом, пчелы могут вести себя так, будто умеют считать число углов.
Перечислим основные задачи, с успехом предлагавшиеся пчелам: различение карточек с одним, двумя и тремя пятнами независимо от размера и взаимного их расположения («счет до трех»); выбор двухцветной фигуры среди одноцветных независимо от размера, формы и конкретных представленных в фигурах цветов; выбор фигур, состоящих из цепочек контурных кружков по принципу «черный маркер находится с края цепочки», и другие.
Итак, в целом ряде работ доказана способность этих насекомых к операциям, которые нельзя расценить иначе как свидетельство их способности к «интеллектуальной», или когнитивной, деятельности. Если подойти к пчелам с теми же объективными критериями, что применяют для высших позвоночных, приходится признать, что они не уступают им. Сходство в поведении насекомых и позвоночных тем более интересно, что оно является конвергентным: сходные типы поведения формировались независимо на базе несхожих типов нервной системы.
В.М.КАРЦЕВ
МГУ, кафедра энтомологии

Лечим аскосфероз
авг 5, 2016
Многофункциональность строительной рамки…
фев 17, 2015
Резать или не резать?
мая 17, 2014
Препараты из прополиса…
сен 6, 2017
Адаптивность и технология содержания пче…
окт 4, 2016
Пищевые дикоросы — наше богатство…
июль 17, 2019
Устройства для разлива меда (1)…
янв 28, 2015
Использование медоносной базы в Ростовск…
июнь 18, 2014
Когда заменять старых маток…
мая 26, 2014
Моя пасека. Начало
нояб 21, 2024
Какие летки открывать зимой?…
дек 30, 2019
Гаранты чистопородности при репродукции …
апр 18, 2015
Прогнозирование медосбора…
фев 3, 2015
Предупреждение роения…
авг 11, 2021
Клеевые феромонные ловушки «Клей-Кун®» в…
фев 10, 2014












Адрес редакции журнала "Пчеловодство":



