Впервые я увидел его среди лета. Он сидел на земле и, как мне показалось, мирно дремал. Большая темно-коричневая голова с белым пятном на лбу, рот во всю ширину головы с сильными челюстями, оранжевый корпус, постепенно сужающийся к задней конечности — все это напоминало обуглившуюся маленькую головешку. Он быстро шевелил усиками-локаторами, а голову поворачивал то в одну, то в другую сторону, что-то высматривая. Потом вдруг молниеносно спикировал на одну из пчел и вонзил ей в шею свои чудовищные клещи!
Пчела, защищаясь, закружилась в испуге, стремясь сбросить с себя хищника. Но «волк» цепко сидел на ее спине и вместе с ней упал на землю. Когда от его укуса пчелу парализовало, разбойник сел, в полном смысле сел, опираясь крыльями о землю, а спиной — о травинку.
Впереди опорой служила ему пчела, которую он держал лапами в вертикальном положении и, вытащив пчелиный хоботок (а делает он это очень ловко), высосал из зобика мед. Нижней частью своего корпуса хищник упирался в животик пчелы, не позволяя смертоносному жалу прикоснуться к себе.
Видеть такую ужасную картину пчеловоду чрезвычайно тяжело. Он убивает «волка» вместе с пчелой. «Так вот он какой пчелиный волк...» — думал я, вспоминая разно-цветную иллюстрацию в учебнике, под которой было написано филант.
Меня заинтересовало, почему эти насекомые нападают на пчел и что они делают с ними? Позже я узнал: убив пчелу, он первым делом высасывает из ее зобика мед. Потом несет ее в свою нору. Там на ее грудке откладывает яйца. Разумеется, делает это самка. Развивающаяся личинка питается трупом пчелы и успевает за время роста съесть их около десятка!
Нетрудно представить, что от филантов пчелы погибают сотнями и даже тысячами! Чтобы не оставить леток без охраны и не дать «волку» безнаказанно воровать пчел прямо из улья, семья организует, так сказать, коллективную охрану летка. Пчелы сидят плотной кучкой на прилетной доске около летка. Когда разбойник отважится напасть на одну из них, то на него дружно набрасываются другие, и ему приходит конец. Правда, в этой схватке погибают иногда одна-две пчелы. Но зато сильный и наглый хищник уничтожен!
Я также стал охотиться за «волками» со специальным «оружием» — мухобойкой. На помощь позвал ребятишек, слонявшихся без дела около пасеки. Нам удалось уничтожить несколько сот филантов, разыскать их колонии и разорить. После этого хищников значительно поубавилось на пасеке. У пчел наступила спокойная жизнь.
Б. бур-ШЕПУКОВ