Качество продуктов пчеловодства, как и других пищевых продуктов, определяется санитарно-микробиологическими показателями их безопасности.
Если в составе меда, прополиса, маточного молочка присутствует широкий спектр антимикробных факторов, то пыльцевая обножка, содержащая доступные для микроорганизмов источники углеводов, белка, витаминов, микроэлементов и воды, становится благоприятной средой для их развития.
Уже через 1–2 дня после отбора из пыльцеуловителя она может стать не только непригодной, но и опасной для человека из-за микотоксинов, обладающих токсичным, канцерогенным, мутагенным и тератогенным воздействием, накапливающимися при развитии токсиногенных грибов.
Отмечается загрязнение обножки споровой аэробной (Bacillus cereus, B. mesentericus), сапрофитной кокковой микрофлорой, а также некоторыми видами энтеробактерий. При этом обножка разного ботанического происхождения имеет свои особенности плесневой и бактериальной микробиоты (R.G.Hismatullin et al., 2003; Y.E.Lyapunov, 2006).
Отсутствие энтеробактерий в микробиоте обножки гарантирует от развития кишечных инфекций (А.С.Лизунова, С.А.Руднев, 2003). Так, в литературе сообщается об отсутствии в исследованных образцах обножки из России (Р.З.Кузяев и др., 2003), Испании и Франции (J.N.Stendifer et al., 1980) патогенных бактерий рода Salmonella и Staphilococcus aureus.
На микробиологические характеристики обножки влияют погодные и климатические условия. При засухе в ее микробиоте преобладают споровая аэробная микрофлора и пигментированные группы микромицетов, а при повышенном увлажнении — плесневые грибы и дрожжи.
Химический состав обножки в качестве средообразующего фактора ее микробиоты наряду с видовой характеристикой микробных сообществ мест сбора — определяющее обстоятельство в формировании микробного комплекса обножки, получаемой в конкретных природно-климатических условиях.
Поскольку на юге Западной Сибири пыльцевая обножка — это второй по объему после меда заготовляемый продукт пчеловодства, то изучение роли микробиоты в формировании ее качества и безопасности актуально.
Исследовали образцы полифлерной и монофлерной обножки, полученные из пыльцеуловителей на пасеках в девяти районах Новосибирской области и двух районах Алтайского края (2002—2008 гг.), а также образцы коммерческих партий обножки из различных районов юга Западной Сибири.
Микробиологическую оценку проводили по показателям, регламентированным СанПиН 2.3.2.1078–01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и в соответствии с требованиями стандартов по определению количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), бактерий группы кишечной палочки (БГКП коли-формы), патогенных бактерий р. Salmonella, Staphilococcus aureus, Bacillus cereus, грибов и дрожжей.
Оценивали микробиологическую безопасность свежесобранной обножки и хранившейся в течение 1–2 лет и более (влажность менее 10%). Образцы находились в полиэтиленовой таре без доступа света при комнатной температуре и влажности воздуха.
Содержание протеина и флавоноидов определяли в соответствии с требованиями ГОСТ 28887–90 «Пыльца цветочная (обножка). Технические условия». Во всех образцах отсутствовали патогенные бактерии рода Salmonella и Staphilococcus aureus. Доля образцов, контаминированных бактериями группы кишечной палочки на уровне, превышающем санитарно-гигиенические требования, составляла 17%.
Распределение свежесобранных образцов с КМАФАнМ складывалось следующим образом: менее 1х102 КОЕ/г — 15%; в интервале от 1х102 до 1х103 — 45; от 1х103 до 1х104 – 43; свыше 1х104 КОЕ/г (не соответствовали требованиям СанПиН) — 7%. В процессе хранения уровень контаминации обножки КМАФАнМ сокращался, как правило, на порядок, видимо, в результате снижения жизнеспособности вегетативных форм бактерий. Другие исследователи такой закономерности не отмечали.
Количество бацилл в составе микробиоты обножки колебалось по образцам от nх10 до nх104КОЕ/г, но большинство (58%) имело допустимую степень контаминации спорами Bacillus cereus (менее nх102 КОЕ/г). Изменения этого показателя во время хранения несущественны.
Наиболее значимыми с точки зрения микробиологической безопасности оказались грибы и дрожжи. Уровень их контаминации колебался от nх10 до nх104 КОЕ/г и у 76% образцов превышал регламентированный (nх102КОЕ/г). В составе микобиоты обножки идентифицировано более 30 видов микромицетов – потенциальных токсиногенов. Высокая степень контаминации грибами не вызывала увеличения их численности при хранении, что свидетельствует об отсутствии возможности накопления микотоксинов в обножке, видимо, из-за низкой влажности.
Уровень контаминации микроорганизмами пыльцевой обножки существенно не влиял на содержание в ней азотистых и фенольных соединений. Массовая доля протеина и флавоноидов в свежесобранных и хранившихся 2—3 года образцах колебалась от 22 до 24 и от 2,6 до 10,3% соответственно, что превышает требования стандарта и свидетельствует о высоком качестве обножки. Колебания в большей степени были связаны с ее ботаническим происхождением.
Л.А.ОСИНЦЕВА
ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет»
г. Новосибирск, E-mail:
Ключевые слова:
пыльцевая обножка, Новосибирская область, Алтайский край, санитарная микробиология.
Аннотация:
анализ микробной контаминации нативной пыльцевой обножки на пасеках юга Западной Сибири показывает, что наиболее значимая с точки зрения микробиологической безопасности группа микробионтов — микромицеты как по количественному, так и по видовому представительству. При хранении степень контаминации обножки КМАФАнМ снижается. Уровень контаминации микроорганизмами существенно не влияет на содержание в обножке азотистых и фенольных соединений.
Summary:
the pollen load analysis on apiaries of the south of Western Siberia is carried out.
Keywords:
pollen, the Novosibirsk region, Altay territory, sanitary microbiology.
Литература:
1. Кузяев Р.З. и др. Выявление колиформных бактерий в пчелиной обножке // Современные технологии разведения пчел, производства и переработки продуктов пчеловодства: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. — Рыбное, 2003 — С. 162–164.
2. Лизунова А.С., Руднев С.А. Микробиологическая оценка пыльцевой обножки: материалы 4-й Междунар. науч-практ. конф. «Пчеловодство XXI век». — М., 2003. — С. 96–98.
3. Hismatullin R.G. et al. Sanitary microbiology of honeybee collected pollen // Bee Products and Apitherapy. — Apimondia, 2003.
4. Lyapunov Y.E. Quantitative characteristic of natural microflora of fresh pollen load // Second European Conference of apidology. — Prague, 10th—14th September, 2006. — P. 114–115.
5. Stendifer J.N. et al. Biochemistry and microbiology of pollen collected by honey bees from almond Prunus Dulcis // Apidologie. — 1980. — №7. — P. 163–171.

Гемолимфообращение в крыльях пчел…
июнь 17, 2014
Генетически модифицированные организмы и…
июнь 29, 2015
Маток-дочерей для разведения не использу…
мая 26, 2017
Средообразующее значение пчеловодства в …
март 25, 2018
Породная характеристика пчел…
окт 4, 2022
Опыт создания пасек для малоимущего насе…
июль 6, 2016
Карпатские пчелы в Эстонии…
мая 23, 2015
Управление жизнедеятельностью пчел с пом…
июль 16, 2023
Календарь пчеловода. Ноябрь…
нояб 1, 2019
Кое-что о полистирольных ульях…
окт 14, 2015
Возможность применения пробиотиков для л…
нояб 28, 2023
Лесной мед
янв 14, 2015
Пленка вместо бочки
фев 25, 2016
Феномен дупла при зимовке пчел…
окт 15, 2021
Поилка для пчел
июль 22, 2020












Адрес редакции журнала "Пчеловодство":



