Вирозы протекают у пчел чаще всего без симптомов. В настоящее время ученые доказали, что вирозы связаны с заболеванием варроатозом. С развитием варроатоза у европейских медоносных пчел неожиданно стали появляться пчелы с уродливыми крыльями, часто с укороченным брюшком, иногда бледнее окрашенные, и умирающие не позже трех дней после выхода из ячейки. Так как такие пчелы появляются только лишь в семьях, пораженных клещами, то, видимо, именно клещи являются первопричиной этих симптомов. В 1990-х годах, когда началось изучение, считали, что убыль гемолимфы из-за клещей вызывает деформацию крыльев. Примерно в это же время английские ученые нашли, что у пчел это во всех случаях связано с определенным вирусом. Они пришли к выводу, что деформация крыльев обусловлена присутствием определенного вируса, и назвали его вирусом деформации крыла. Но этот вирус находится также и в пчелах, кажущихся внешне здоровыми. Кто является виновником симптомов?
В конце XIX века ученые Jakob Henle, Robert Koch и Friedrich Loeffler, сформулировали три правила, соблюдение которых необходимо для того чтобы определить возбудителя какой-либо болезни. Эти правила сегодня известны как постулаты Коха. В расширенной форме они сегодня также применимы и для бактерий и вирусов.
Между тем известно, что второй постулат не всегда может прочувствовать. В большинстве случаев из этого правила имеются исключения для вирусов. Несмотря на это для вирусов необходимо выполнение по меньшей мере первого и третьего постулатов, до того как возбудитель начнет действовать. У медоносных пчел Apis mellifera к настоящему времени идентифицировано 18 различных вирусов. Все они распространены во всем мире. Пчелиные вирусы могут инфицировать медоносных пчел, что часто происходит без явных симптомов или заметного ущерба. Они часто присутствуют постоянно, как безвредные паразиты, и при этом не выполняют второй постулат Коха. При распространении вирусов часто Varroa играет свою роль.
Трудность представляет также и первый, и третий постулаты Коха. При пчелиных вирозах заболевание распознается с трудом; возбудитель выделяется в чистом виде и систематизируется. Часто симптомы острого вирусного заболевания одинаковы, и проявляются уже когда это заболевание пчел оказывается смертельным. Некоторые из них связывают с большим рядом других заболеванием пчел. Происходит это вследствие неясного определения причины, когда какая-либо смерть пчел может быть вызвана не только вирусами.
Вирус деформированного крыла (ВДК) как раз и показывает такое затруднение. Это обусловлено тем, что он, в сущности, не дает явных симптомов. Он сначала выступает в комбинации с клещом Varroa. Американские исследователи предполагают, что клещ прежде всего подавляет иммунную защиту куколок, из-за чего на них нападает уже другая имеющаяся инфекция. Правда, некоторые работы показывают, что иммунная система куколок, подвергнувшихся атакам паразитов, во много раз активизируется. Это противоречие до сих пор не объяснено. Нашу рабочую группу в институте пчеловодства в Hohen Nouendorf больше привлекает гипотеза, что клещ действует как переносчик инфекции, и заболевание приходит всегда с вторжением вируса в куколку. Чтобы проверить эту гипотезу, мы воспользовались постулатами Коха.
Первый постулат говорит, что во всех заболевших организмах возбудитель должен быть обнаружен. Силу этого постулата для ВДК смогли доказать английские коллеги уже в 1984 г., когда показали, что во всех случаях у всех пчел уродства крыльев были связаны с ВДК. Мы, сверх того, смогли доказать, что они дают различные тяжелые формы острой инфекции. При более легкой форме затрагивается только лишь один головной мозг. Пчелы ведут себя внешне без видимых признаков и переносят заразу в семью. Насколько такая инфекция действует, и какое прямое влияние оказывает, это должно быть исследовано непосредственно.
Деформация крыльев является симптомом тяжелой формы острой инфекции. Также при этом поражается и нервная система. Пчелы умирают внутри примерно в течение 70 часов после выхода из ячейки. При тяжелых формах наступает смерть уже в стадии куколки. Это естественно, что эти различные формы течения заболевания распознаются через и различия в реакции иммунной системы куколок.
Третий постулат говорит, что в больном выздоравливающем организме больного чистая культура возбудителя способна вызвать повторное заболевание. С целью дополнительного контроля, мы должны были сначала заблокировать такой канал передачи вирусов для предупреждения острой формы инфекции. В нашей работе мы показали, что при передаче вируса с помощью клеща обязательно нужно заявлять о заболевании. Все пчелы выводятся с уродливыми крыльями, если на куколках паразитировал клещ Varroa. Все клещи инфицированы, и, следовательно, могут переносить большое количество вирусов. Есть предпосылка для вспышки острой инфекции у пчел, и она должны заключаться в присутствии клещей. Вирус в клещах должен размножиться, прежде чем переместиться на куколок. Только таким образом образуется достаточное их количество вируса и появляется особо опасная форма, в том числе и синдром, вызывающий деформацию крыла в куколках. Куколки в свободной от клеща семье не болеют, и вылупляются из ячеек без симптомов заболевания, т.е. исключительно клещ является переносчиком вирусов, куколки.
Этим мы имеем достаточный аргумент, что внедрение вирусов в гемолимфу является исключительным каналом передачи. Итак, мы знаем, что третий постулат здесь не проявляется. Трудность лежит во втором условии постулата: мы применяли борьбу с вирусами, исключительно чтобы освободиться от ВДК, и чтобы эту проблему решить, начали с попытки разделить инфекцию.
Мы инициировали выздоравливание куколок с различным количеством вирусов. Инфицирование происходило с брюшной стороны пчел клещами, предпочитающими высасывание. В этом случае расплод мы поместили в термостат, где происходило развитие вплоть до состояния взрослой пчелы. Вирусов водили или только лишь с иглой, или делали солевой раствор, который впрыскивали шприцом. Мы проверяли пчел ежедневно, отделяя мертвых пчел и замерзших, и проводили анализ. В ячейках исследовали как оптические и морфологические особенности поражения головного мозга всех куколок, так и при помощи молекулярных способов. В контрольной группе ни одной пчелы с уродливыми крыльями или с инфицированным головным мозгом не оказалось. Другие пчелы показали зависимые от вводимой массы вирусов признаки острой инфекции. Почти 80 частиц вирусов приводили у 30% пчел к деформации крыльев. При введении 2500 частиц вирусов у 50% пчел вызывали повреждение крыльев и поражение мозга. Нам удалась показать, что именно клещ является носителем ВДК, и именно он инфицировал в куколках и создавал предпосылки для возникновения заболевания. Третий постулат Коха таким образом действовал.
Что это дает для практики? Это, без всякого сомнения, дает много: чтобы предупредить уродование, нужно предупредить инфицирование куколок вирусом деформированного крыла. В природе у нас имеется только лишь один клещ Varroa, который инфицирует куколок вирусами. Пчелы с деформированными крыльями, которых многие пчеловоды осенью в своих семьях наблюдают, являются явным тому доказательством. Клещи способствуют не только распространению ВДК. Без клещей ВДК почти исключительно безвреден для пчел. Клещи усиливают опасность ВДК во много раз . Эта роковая комбинация угрожает нашим пчелам в возрастающем масштабе. Решение этой проблемы лежит в настойчивой обработке от клещей. Решение лежит, если в системе вирус-клещ-куколка исключить хотя бы одного партнера. Узким уязвимым местом в этой цепочке является клещ Varroa и эффективность средств борьбы с ним. Последовательность и настойчивость – и против убыли семей вы успешно контролируете заклещеванность семей при помощи “Varroa+X”. Х-факторм здесь является вирус.
Постулаты Коха:
1. При заболевании в заболевшем организме должен быть обнаружен возбудитель.
2. Возбудитель может присутствовать также при другом заболевании или даже в здоровом организме он может присутствовать, в то время как при некоторых условиях и безвредный паразит может выйти на первое место.
3. В заболевшем организме возбудитель, обособленный в чистой культуре, способен в выздоравливающем организме снова вызывать болезнь.
Elke Genersch
DBJ № 12/11
Пер. с немецк. В.Ефимов