Синдром постинфекционной астении — чрезвычайно распространенное в современных условиях патологическое состояние, которое возникает после перенесенного гриппа (постгриппозная астения), ангины, респираторной вирусной инфекции, острого бронхита и т.д. и характеризуется выраженной общей слабостью, разбитостью, повышенной утомляемостью, снижением физической и умственной работоспособности. Нередко пациентов беспокоят головные боли: диффузные, без четкой локализации, а также ломота в мышцах спины и нижних конечностей.
Частая встречаемость этого синдрома послужила причиной его официального включения в качестве отдельной рубрики в действующую в настоящее время Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Однако существующие руководства по лечению инфекционных болезней уделяют этому тягостному для пациентов патологическому состоянию всего лишь несколько строчек: рекомендуется общеукрепляющее лечение (без конкретизации его методов), назначение витаминов, длительное пребывание на воздухе. Вот практически и все рекомендации, которые не могут удовлетворить ни лечащих врачей, ни их пациентов.
Больные с постинфекционной астенией часто обращаются к специалистам, но без особого клинического эффекта. Врачи-инфекционисты обычно говорят им, что инфекционное заболевание как таковое (грипп, ангина) уже завершилось, и теперь больные вне пределов их профессиональной компетентности. Невропатологи привыкли лечить больных с инсультами, энцефалитами, арахноидитами и т.д. и тоже не видят необходимости заниматься данным контингентом пациентов. Назначаемые таким больным после консультации психиатра препараты также не решают данной клинической проблемы.
При углубленном изучении причин и механизмов формирования синдрома постинфекционной астении мы установили, что у таких больных сохраняются выраженные нарушения обменных (метаболических) процессов с наличием синдрома эндогенной «метаболической» интоксикации и сниженным уровнем энергетического обмена, что вызывает дефицит энергообеспечения органов и тканей и снижение энергетического заряда клеточных систем.
На таком фоне отмечается снижение факторов естественной антиинфекционной резистентности и иммунного гомеостаза, что создает условия для длительного сохранения вирусов (например, вируса простого герпеса) в организме этих пациентов. В свою очередь, вирусная персистенция усугубляет нарушения со стороны иммунной системы человека, в результате чего повторяются заболевания ангинами или респираторными вирусными инфекциями на фоне иммунодефицита.
Наш многолетний клинический опыт лечения подобных больных позволил считать достаточно перспективным применение при данной патологии продуктов пчеловодства, в том числе в комбинации с фитопрепаратами адаптогенного действия.
Прежде всего мы рекомендовали нашим пациентам с наличием синдрома постинфекционной астении употреблять по возможности не менее 60–80 г меда в день с кусочком сыра и запивать зеленым чаем с лимоном. Сочетание теплого зеленого чая, меда и лимона усиливало выведение токсических продуктов из организма, насыщало его витаминами С и Р. Эти витамины обладают антиоксидантными свойствами, укрепляют стенки кровеносных сосудов и очищают кровь и лимфу от токсических субстанций, в том числе так называемых «средних молекул» (токсических веществ молекулярной массы от 500 до 5000 дальтон).
Мы провели специальное исследование совместно с известным клиническим биохимиком профессором Л.Л.Громашевской по изучению детоксицирующих и антиоксидантных свойств медово-лимонных напитков и зеленого чая с медом и лимоном, в результате которого установлено, что при систематическом приеме этих напитков 3–4 раза в день через неделю такого лечения уровень токсических веществ в крови пациентов с постинфекционной астенией снижается в 2–2,5 раза, а концентрация наиболее токсичной фракции среднемолекулярных пептидов — в 3–3,5 раза.
Клинический опыт показывает, что даже такая простая мера, как употребление натурального меда с зеленым чаем и лимоном по 3–4 чашки в день на протяжении 2–3 недель способствует снижению уровня интоксикации в крови. При выраженной астении, сочетающейся с депрессией или субдепрессией, целесообразно добавить в чай 1–2 чайные ложки (5–10 мл) сиропа эхинацеи пурпурной, которая способствует нормализации иммунитета и естественной антиинфекционной резистентности.
За последние годы мы также достаточно широко применяли монофлерный эхинацеевый мед, полученный в результате сбора пчелами нектара с цветущего поля эхинацеи пурпурной.
Наряду с медом у больных с синдромом постинфекционной астении целесообразно использовать для нормализации обменно-метаболических процессов и системы иммунитета препараты прополиса. Наиболее часто применяем 10%-ную спиртовую настойку прополиса, которую назначаем больным по 15–20 капель 2 раза в день за 30–40 мин до еды, запивая теплой водой, чаем или молоком. Опыт показывает, что курс лечения настойкой прополиса должен продолжаться не менее 3–4 недель, после чего следует сделать месячный перерыв.
В.М.ФРОЛОВ,
доктор медицинских наук, профессор,
Н.А.ПЕРЕСАДИН,
доктор медицинских наук, профессор
Украина, г. Луганск