Формирование семей-воспитательниц.
Гнездо формируют в зависимости от типа улья, породы пчел и их физиологического состояния.
Обычно используют следующие способы: с полным «осиротением» (отбор матки и открытого расплода); с частичным «осиротением» (отбор матки); без «осиротения» (с маткой и разновозрастным расплодом).
Возможности первых двух способов из-за трудоемкости ограничены. Кроме того, их можно применять в течение небольшого промежутка времени (15–20 сут). При третьем способе выделяют более сильные, чем обычно, семьи (не менее 4 кг). Период их эксплуатации увеличивается до 3 мес.
Семью, содержащуюся в улье-лежаке, делят на два неравных отделения, вставив перегородку, в верхней части которой расположено окно (100х100 мм) из разделительной решетки.
В меньшее отделение помещают три-четыре сота, из которых один — с медом и пергой, второй — пригодный для откладки яиц, остальные — с разновозрастным расплодом, их ставят около перегородки. В этом отделении содержат пчелиную матку. В бóльшем отделении располагают соты с разновозрастным расплодом, углеводным и белковым кормом, оставляя место для прививочной рамки между сотами с открытым расплодом.
В двухкорпусных и многокорпусных вертикальных ульях семьи-воспитательницы формируют в двух корпусах, разделяя их такой же перегородкой, что и в лежаке. В нижнем корпусе размещают соты преимущественно с печатным расплодом и кормом, а также пригодные для откладки яиц, оставляя здесь и матку. В верхнем — соты с расплодом, углеводным и белковым кормом, оставляя место для прививочной рамки между сотами с открытым расплодом.
Через 1 сут в подготовленные места ставят прививочные рамки с личинками. Такой семье за один прием дают 36 личинок на воспитание.
Каждые 7 сут проводят контрольные осмотры семей-воспитательниц. При этом соты с открытым расплодом из отделения с маткой переставляют в безматочное, предварительно стряхнув пчел, чтобы не перенести матку. Одновременно соты, из которых вышел расплод или в которых осталось немного печатного расплода, переносят из безматочного в отделение с маткой.
При незначительном приеме личинок семьями-воспитательницами без «осиротения» применяют семьи-стартеры. Их формируют из сильных семей, отбирая матку и расплод за несколько часов до прививки личинок.
В таком состоянии семье-стартеру дают до 150 личинок, на воспитание она принимает их более 90%. Спустя 24 ч прививочные рамки с принятыми личинками отбирают и переносят в семьи-воспитательницы с маткой и разновозрастным расплодом.
Обычно одна семья-стартер может обеспечить принятыми личинками три-четыре семьи-воспитательницы (при передаче в каждую из них по 36 личинок). После отбора прививочных рамок в семью-стартер дают новую партию личинок. Используют ее до тех пор, пока прием их существенно не снизится. Тогда формируют новую семью-стартер, а в старую подсаживают матку.
Н.И.КРИВЦОВ,
А.В.БОРОДАЧЕВ,
Л.Н.САВУШКИНА
Рязанская обл.

Научно обоснованный регламент содержания…
июнь 27, 2015
Распрямление проволоки…
янв 19, 2019
Породы пчел для защищенного грунта…
июнь 15, 2016
Органическое пчеловодство и органический…
авг 21, 2016
Изготовление свечей
июль 16, 2023
Научно-практические аспекты использовани…
июль 30, 2014
Двухматочные к медосбору и на размножени…
апр 23, 2019
Организация медоносного конвейера (совет…
сен 21, 2016
Помогите пчелам
янв 29, 2015
Электрообогреватель
янв 27, 2015
Получаю прополис с холстиков…
нояб 14, 2015
Новое в лечении аспергиллеза пчел…
июль 4, 2019
«Хочу выйти на мировой рынок...»…
март 17, 2015
Без пыльцы нет пчел
мая 15, 2014
Три важных фермента
дек 2, 2015












Адрес редакции журнала "Пчеловодство":



