При прошлой «приказно-распределительной» системе пчеловоды вынуждены были многие виды товаров для пчеловодства производить самостоятельно или считать их дефицитными. К такой продукции относилась и вощина. Ее было трудно купить без сдачи взамен воска, в результате чего начинающий пчеловод сталкивался со многими проблемами.
Уже в 20-х годах прошлого века в пчеловодной среде была известна фирма Lankoff, производящая вальцы для изготовления вощины. В то время хозяин фирмы был настоящим специалистом и расспрашивал клиентов, какие у него ульи, так что хотя размеры листа вощины и были одинаковыми, но расположение ячеек на вощине для «дадана» и для варшавского улья было разным.
Сейчас все не так. Производители вальцов и вощины пошли легким путем, считая, что пчеловодам все равно, что помещать в ульи. И это так. Но пчелам-то не все равно, и это сказывается на продуктивности пасеки. Такое состояние дел следует из желания снизить расходы. Купив автомат для производства вощины, производитель чаще всего располагает одним видом вальцов, и вощина, получаемая в виде ленты, раскраивается на куски, соответствующие конкретному типу рамок, а расположение ячеек на ней либо хорошее, либо плохое. Вощина иначе и не раскраивается, так как лента достаточно узкая. Разве что производитель ограничивает ассортимент для рамок узковысоких, или только низкошироких, в зависимости от применяемого устройства. Другой проблемой является качество доступной вощины.
Кроме чисто технических проблем, пчеловоды пытаются понять, почему вощина то деформируется, то оказывается хрупче новогоднего елочного шарика, так что даже легкое касание ее приводит к взрыву этой «бомбы». Другой существующей причиной является появление на вощине серого налета, или соты, отстроенные на вощине, обрываются.
В поисках хорошей вощины
Появилась одна пасека, которую жизнь заставила производить вощину. Сначала пробрел на ярмарке вощину по доступной цене. Вощина была «как с картинки» и душа радовалась появлению хорошего производителя. Однако этой радости почему-то не разделяли пчелы, и пчеловод изменил свое мнение о такой вощине, когда во время закрепления ее в рамках нагретая током проволока расплавляла воск, то появлялся запах, как из приоткрытой двери в преисподней. Для получения продукции высокой оптической чистоты производитель добавлял в воск … серу(!), не предвидя, однако, факта изменения физико-химического качества ее. Соединения серы, содержащиеся в вощине, особенно при высокой температуре, освобождались. Сначала выходила двуокись серы, и со временем при дальнейшем окислении и в контакте с водяными парами образовалась серная кислота. В этом не было бы ничего плохого, если бы не то, что вощина подставляется в период высокой температуры, и пчелы к тому же обогревают расплод. Соединения серы в газообразном состоянии, образующиеся в запечатанной ячейке с личинкой, повреждают ее нервную систему. Сера влияет также на рН вощины, понижая ее качество и увеличивая хрупкость. Эта вощина уже через 2 года не годится для использования, рассыпается в руках. Не помогает даже предварительный ее подогрев. Настоящая вощина пригодна для использования даже по истечении нескольких лет после ее выработки. Важно и то, что чем тоньше вощина, тем дольше ее отстраивают пчелы.
Еще одно приобретение вощины. Вощина была толстая, очень эластичная и не желтая. Очередную радость пчеловода испортило солнце, когда весной, в теплый и солнечный день пчеловод начал работать на улице. Матово-желтая вощина начала деформироваться и превращаться в прозрачно-серую. Восковой цвет пропал, и даже после охлаждения не восстановился до первоначального состояния. В отличие от «серной», крошащейся, эта вощина была эластична как резинка у трусов. Вощина не переламывалась при сгибе. Так ведет себя воск с добавками нефтепродуктов, которые также не приемлемы для пчелиного расплода.
Свой воск, собственная вощина
Воск не имеет достойной цены, а самой вощины недостаточно из-за низкого ее качества, следовательно, нужно искать альтернативное решение. Тем более, что можно выбирать из трех вариантов получения вощины: холодная прокатка, горячая прокатка и отливка в прессах.
Первый способ является наиболее трудоемкий, но позволяет получать вощину с самыми лучшими физическими параметрами. Расплавленный воск после охлаждения подается на гладкие вальцы, а позже – на гравированные. Вощина, полученная этим способом, обязана сохранять свое внутреннее строение молекул воска, напоминающее иголочки связанные в цепочки, благодаря чему увеличивается механическая прочность. Холодная прокатка не разрывает этих соединений, но перемешивает их относительно друг друга.
Второй способ прокатки (горячий) производится чаще всего на вальцах марки Herzog и заключается в поливе растопленным воском холодных вращающихся вальцов. Сверху воск, а на выходе уже вощина. Значительно проще и спокойней прокатывать гладкую ленту. Однако вощина, полученная этим способом, только визуально похожа на вощину, полученную холодным способом прокатки. Эта похожесть на этом и заканчивается. Механическая прочность вощины, полученной горячей прокаткой, значительно хуже, и производители стараются увеличить ее за счет толщины листов. Рекомендуется проводить работы при комнатной температуре, но со временем вощина делается все более хрупкой.
Третий способ является чем-то средним между двумя, описанными выше, так как вощина должна получаться из воска этого года, который остается расплавленным только до температуры 85 оС, а после заливки в форму остывает значительно дольше, и внутренняя кристаллографическая структура является чем-то средним между длинными и короткими цепочками. Полученную вощину нужно выдерживать, но она все же значительно толще получаемой на вальцах.
Качество вощины
Чтобы убедиться в том, с какой вощиной имеете дело, нужно энергичным движением воткнуть палец в середину листа вощины. В холоднокатаной появится отверстие, а полученная литьем рассыплется на куски. Такие физические свойства возникают в ходе технологического процесса, во время которого растопленный воск, поливаемый на гравированные вальцы, застывает, не имея возможности образовывать длинных цепочек в кристаллографической структуре. Появляются короткие и хрупкие соединения. Вощину, полученную литьем, можно сравнить с закаленным стеклом, которое при ударе рассыпается на мелкие куски. Такая вощина может крошиться уже в процессе наващивания рамок в результате изменения размеров, из-за разницы температур или влажности. Транспортировка литой вощины бывает затруднена, а во время откачки меду соты легко ломаются.
Первый и третий способ
Выбор падает на первый и третий способы. Прокатка вощины производится на вальцах Lankoffa, но сами вальцы – это еще не все. Необходимо еще соответствующее управление производственным циклом и разрезка на готовые листы. С электрическим приводом это не представляет проблемы, наоборот, сбои начинаются при управлении и разрезке.
С приходом электроники и информатики, позволяющих создавать вальцы соответствующих технологиям XXI в. Такое решение позволило свести к минимуму участие человеческого труда и получить качественное производство, а также идентичность параметров и размеров вощины. Для производства вощины нужны лишь воск, напряжение и человек, способный настроить машину.
Существуют возможности отливки вощины в прессе. Только воск не подогревается в кастрюле на электрической плитке. Емкость с жидким воском и точным регулятором температуры размещена непосредственно на прессе.
Jasek Jaron
Pszczelarstwo № 1/13
Пер. с польск. В. Ефимов