Из насекомых-опылителей клевера-шмелей (род Bombus) хозяйственную ценность представляют шмели длиннохоботной группы, имеющие хоботок у рабочих особей 10 мм и выше: шмель садовый B.hortorum - 13 мм (самки - до 20 мм), подземный B.subterraneus- 10 мм, чесальщик B.distinguendus - 11 мм, полевой B.agrorum - 10 мм.
Средняя глубина цветочной трубки клевера 10,5 мм, длина хоботка медоносных пчел 6-7 мм, поэтому они достают до нектара только в периоды высокого его стояния или вгрызаются в цветочную трубку сбоку, не производя опыления.
Потенциальные возможности красного клевера как поставщика семян огромны. Если бы удалось добиться осеменения хотя бы 50% цветков и сохранить эти семена от вредителей, то урожайность была бы 6-8 ц/га и более, в то время как теперь принято считать высокими урожаи семян 0,9 ц/га.
В течение нескольких лет мы вели активную работу по привлечению шмелей в подземные "ульи", имитирующие старые гнезда грызунов - ящики 20х20х20 см с ходами сообщения - метровыми отрезками 15-миллиметровых пластиковых или металлических трубок с выходящими наружу лотковыми отверстиями. Ящики заполняли на 3/4 ватой. Их весной находили самки шмелей пяти видов.
Вплотную к шмелепитомнику- березовому перелеску с полянами, опушками, кустарниками площадью 3 га - находилось опытное поле красного клевера в 2,5 га. В первый год мы установили 17 ульев для шмелей, семьи с многочисленными рабочими особями образовались в девяти ульях. В пяти ульях преобладали шмели B.lucorum (малый подземный, короткохоботный), в трех поселились B.distinguendus, в одном - B.hortorum.
На следующий год мы увеличили число ульев как подземных, так и надземных прикрепленных к полуметровым столбикам таких же ящиков, но без шмелепровода. В последние шмели не поселились. В несколько подземных ульев после ливней проникла вода. Мы были вынуждены спасать образовавшиеся пока небольшие семьи (самка и 4-6 мелких рабочих особей). Ночью переместили содержимое трех ульев в надземные ульи. Перед этим отверстия-летки заткнули ватой, открыли лишь на третий день. Все три семьи, принадлежащие к длиннохоботному виду B.distinguendus, хорошо прижились в надземных гнездах, разрослись, дали к осени много самцов и несколько молодых самок-основательниц.
Средняя длина хоботка шмелей и медоносных пчел в сравнении с глубиной трубки цветка клевера лугового. |
Следующей весной молодые самки этого вида активно искали новые места для гнездования, но уже не только в подземных норах грызунов и их искусственных имитациях, но и в наших надземных устройствах, хотя в природе самки этого вида никогда не гнездятся надземно и наземно, а лишь подземно.
К концу лета в четырех надземных ульях жили семьи (до 50 особей) шмелей-чесальщиков. Кстати, это название очень удачно: в ульях шмелей-чесальщиков чаще и дольше, чем у других видов, шмели занимаются тереблением утепляющего материала - ваты (жвалами, пропуская обработанную прядь назад, между ног).
В целом шмелепитомник с надземными и подземными семьями шмелей повысил семенную продуктивность красного клевера более чем вдвое. На поле преобладали наши длиннохоботные шмели. Заметим, что число соцветий на 1 м² поля рядом со шмеле-питомником 490-500, то есть значительно ниже желаемого (обычно плотность 600-800 головок на 1 м²). Тем не менее семенная продуктивность опыленного нашими шмелями клевера достаточно высока - 2,3 ц/га, то есть выше контроля на 111%.
В результате проведенных наблюдений установлено, что место выплода молодых самок B.distinguendus и расположение улья (подземный, наземный, надземный) хранятся в памяти насекомых многие месяцы, включая зиму, что позволило бы перевести большие популяции этого вида шмелей на стойко надземное гнездование и развитие. Шмель-чесальщик оказался в этом плане исключительно "способным" насекомым в отличие, скажем, от шмеля подземного (B.subterraneus), совершенно не поддающегося генетическому обучению.
Передача приобретенных инстинктов говорит о большой этолого-генетической гибкости этого высокоорганизованного вида, что в известной мере подтверждает наше давнее наблюдение, когда жившая на третьем этаже здания семья малого земляного шмеля B.lucorum дала многочисленных самок, разлетевшихся на зимовку. Однако на третий год весной молодая самка настойчиво что-то искала на месте, где когда-то висел улей - на третьем этаже. В этом случае предполагаем, что сведения о месте выплода, его высоте и расположении стойко передались даже особям третьего поколения шмелей B.lucorum, то есть внучкам.
Феномен требовал дальнейшего фундаментального изучения. Но, к сожалению, из-за перестроек и реформ вся наша работа с насекомыми-опылителями растений полностью прекратилась.
B.С.ГРЕБЕННИКОВ
заслуженный эколог России