Обмен мнениями — стимул к движению вперед. Хочу поделиться своим многолетним опытом успешной работы с пчелами. Шаблонов в пчеловодстве не признаю, считаю, что оно требует творческого отношения: в каждой местности свои условия, каждая семья уникальна, от багажа знаний пчеловода и его умения применить их на практике зависит, насколько мастерски он сможет найти путь рационального и продуктивного содержания семей. Бесспорно лишь одно утверждение — чем медоносная база богаче, тем лучше.
До 1990 г. я жил в Таджикистане и держал кавказянок. В 1990 г. переехал в Бугурусланский район Оренбургской области. Здесь семьи содержу в двухкорпусных даданах. До выхода на пенсию обслуживал 20 семей и получал от зимовалой семьи от 25 до 90 кг меда. В настоящее время у нас с сыном шестьдесят семей. Медопродуктивность зимовалой семьи от 80 до 150 кг.
В первые годы после переезда в Россию пчел зимой держали под защищенным от ветра навесом. Со временем построили зимовник. Семьи в нем устанавливаем в три яруса и полностью открываем верхний и нижний летки, что помогает избегать сырости. Выставляем пчел в конце марта или начале апреля.
Как правило, до 10 апреля семьи пересаживаем в чистые, теплые после обжига паяльной лампой ульи, подставляем по 1–2 прогретые медовые рамки, сокращаем гнезда, убрав не обсиживаемые пчелами рамки, утепляем и оставляем на две недели в покое. Семьи, оказавшиеся без матки, объединяем с наиболее слабыми. Далее раз в неделю даем сироп концентрации 1:1, добавляя в него хлористый кобальт и дрожжи. С начала мая по мере необходимости подставляем прогретые медовые рамки. С середины мая отбираем рамки с печатным расплодом и обсиживающими их пчелами для формирования сборных отводков силой 6–8 улочек. После выхода расплода в отводках темные рамки выбраковываем, сокращая при этом гнезда до 4–5 рамок. Основная цель организации майских отводков — не допустить роения зимовалых семей, и для этого достаточно одного отводка на три зимовалые семьи.
Используем поддерживающий медосбор мая для максимального развития семей, обеспечивая бесперебойную их работу по выращиванию расплода без дополнительных корпусов. Этот прием препятствует накоплению молодой бездеятельной пчелы в семьях. Не полагаясь на качество ранних маток, заменяем их впоследствии матками более позднего вывода.
Маток выводим способом подрезания ячеек с яйцами. Семьи-воспитательницы усиливаем печатным расплодом. В качестве нуклеусов используем ульи-лежаки, разделенные тремя фанерными глухими перегородками на четыре отсека. На зиму в них оставляем по одной семье. Используем также маточники тихой смены (если они есть), а в первых отводках — и свищевые. При отборе расплода пчелы стимулируют работу матки, и если она не отвечает должным образом, закладывают маточники тихой смены. Эти маточники использую с особым удовольствием, формируя новые отводки. Заметил, что от старых родоначальниц, снизивших темп откладки яиц, выводятся очень хорошие молодые матки. Маток, как правило, держу два сезона, некоторых оставляю на третий и от них стараюсь вывести продуктивное потомство.
Организацией новых отводков занимаюсь для того, чтобы удержать пчел в одном корпусе Дадана на 12 рамок. Так поступаю до начала июня, до выезда в поле, и только в поле устанавливаю вторые корпуса. Расширение провожу так: поднимаю пару рамок открытого расплода во второй корпус и ставлю их в середину гнезда, с обеих сторон от них ставлю по рамке с отложенными яйцами, далее — сотовые рамки вперемежку с вощиной.
Примерно 10 июля гнездо полностью разбираю, весь расплод переставляю в нижний корпус, а невместившийся отдаю отводкам (предварительно стряхнув пчел), где молодые матки уже работают. Если в молодых семьях расплода много, то формирую дополнительные отводки (тоже сборные), куда через 4–5 дней врезаю 2–3 запечатанных маточника. Сюда же переношу целиком запечатанные медовые рамки, чтобы они не попали под откачку, а на их место ставлю вощину.
Далее, как правило, рамки верхних корпусов пчелы заполняют напрыском. По мере созревания меда отбираю запечатанные рамки на откачку, после откачки старые и неправильной формы рамки выбраковываю и храню в зимовнике до осени. Разделительную решетку не использую, так как сверху пчелы сами ограничивают матку принесенным нектаром и расширенными улочками (в верхнем корпусе оставляю 11 рамок), в нижний корпус не заглядываю.
Во время главного медосбора с суточным привесом от 6 до 9 кг все соты оказываются занятыми напрыском, что сдерживает работу семьи. В этом случае 2–3 рамки без пчел отдаю отстающей семье, а взамен ставлю вощину.
За отводки, работающие на медосборе не в полную силу, не переживаю, так как использую их для обеспечения пасеки расплодом.
Маток, которые, на мой взгляд, работают недостаточно хорошо (при наличии пчелы), выбраковываю, пчел объединяю с другой семьей. Маток, не начавших сеять через 15 дней после выхода из маточника, безоговорочно уничтожаю, так же как и мелких. При подсадке маток использую все общеизвестные и много раз описанные в литературе способы. Предпочитаю подсаживать маток плодных, в искусственных маточниках из вощины, а в отводки — врезать маточники. Метод не нов, пользуюсь им более 40 лет.
Главный медосбор у нас длится, как правило, с 20 июля по 18 августа. По окончании его снимаем корпуса, проверяем наличие расплода и яиц, меняем старых и некачественных маток на молодых. Все семьи обрабатываем против варроатоза. Даем по 6–8 л сахарного сиропа 1:1,5 (в подвесные кормушки, поставленные вместо отобранной полномедной рамки).
К 5 сентября возвращаем пасеку домой. В сентябре собираем гнезда на зиму. Отмечаем семьи с маломедными рамками с расплодом. В них отставляем эти рамки на край гнезда, следим, чтобы матка оказалась в середине гнезда, а по выходу расплода убираем их на склад до весны.
Маломедным семьям при необходимости подставляем полномедные рамки. Зимний клуб формируем, сокращая гнездо до 8–9 рамок и ограничивая его с боков фанерными перегородками.
Между боковой стенкой улья и фанерной перегородкой оставляем просвет в 2–З см для циркуляции воздуха. Сверху поперек рамок кладем реечки толщиной 1–1,5 см, длиной 15–20 см. Холстик меняем только тогда, когда он продырявлен. Вместо утеплительных подушек используем стеганое одеяльце толщиной 3–4 см. Крыши у нас крыты железом, имеют продухи.
Свою цель, таким образом, видим в том, чтобы загрузить маток работой. Будет пчела — будет мед. Матки будут работать, если у них есть фронт работы и «обслуживающий персонал». Если пчелы роятся, значит, мы не даем им работать. Для меня это аксиома. Методик разных много. Считаю, что и в нашей системе есть рациональное зерно.
В.А.БУЛАВИН
Оренбургская обл.