Урон, наносимый пчеловодству длительными перерывами поступления нектара в ульи во время активного периода жизни пчел, весьма значителен. Его вполне можно сравнить с потерями, причиняемыми пчеловодству всеми незаразными, инфекционными и инвазионными болезнями. Примером тому может служить массовая гибель семей пчел в последние годы, особенно в осенне-зимний период 2002/03 г. Длительная непогода, задержка в цветении медоносов, отсутствие нектара погубили тысячи и тысячи семей. Все остальные причины такого явления, выдвигаемые многими пчеловодами-практиками и учеными ранее и в настоящее время, только усугубили положение.
Учитывая собственный опыт, а также принимая во внимание беседы с пчеловодами-практиками и изучение материалов, приведенных в отечественной и зарубежной литературе, я смог убедиться и заключить, что массовую гибель семей пчел в засушливые годы можно предупредить, подкармливая их в безвзяточное время сахарным сиропом.
При рассмотрении данного вопроса исходил из того, что пищей для пчел в их активный период жизни являются нектар и пыльца. При прекращении поступления корма в улей пчелам приходится переходить на питание имеющимся в гнезде медом, являющимся в это время, можно сказать, неполноценным кормом. При питании им у пчел в полной мере не работают глоточные железы, а поэтому пчелы-кормилицы не в состоянии выделять маточное молочко, которым кормят личинок пчел и трутней, а также маток весь период их развития. При питании медом у обитательниц улья не работают восковыделительные железы. Вскоре после прекращения поступления нектара (через 3–4 дня) жизнь в пчелиной семье начинает перестраиваться. Первое время пчелы-кормилицы вырабатывают молочко, используя белковые запасы своего организма, а они невелики. Народившиеся в это время пчелы не могут усваивать поступающую в улей пыльцу и в будущем из-за дефицита белка в организме становятся неполноценными пчелами-кормилицами, живут недолго. Длительное неполноценное питание личинок также приводит к потере будущими членами семей способности выращивать расплод и сокращает их жизнь. Из-за белкового голодания отмечается каннибализм (поедание пчелами яиц и открытого расплода). Поэтому через 7–10 дней после начала безвзяточного периода в семьях начинает исчезать открытый расплод. Однако матка в это время продолжает откладывать яйца. Около нее можно видеть их десятка полтора, но вокруг пустые ячейки, а далее запечатный расплод. Пчелы выгоняют из улья трутней и неполноценных пчел. Это в сезон 2002 г. наблюдали многие пчеловоды.
Масса пчел-сборщиц, вылетающих из улья с минимальным запасом корма в зобиках, гибнет от голода во время поиска нектара. С большими запасами корма в зобиках вылетают из улья только пчелы-разведчицы.
Недостаток полноценной пищи отрицательно влияет на вывод маток и их успешное спаривание с трутнями. Снижается устойчивость организма пчел к возбудителям заболеваний. Таким образом, болезни, на которые часто ссылаются как на первопричину гибели семей, — не что иное, как следствие голодания пчел и расплода во время безвзяточного периода. Все вышеизложенное проходит незаметно для пчеловода и внешне проявляется через 20–25 дней после начала безвзяточного периода. Вот почему хозяева пасек, выезжающие на кочевку, через некоторое время замечают резкую убыль пчел и гадают — что же с ними случилось?
С появлением даже минимального поддерживающего медосбора матки усиливают кладку яиц, но выкармливанием расплода занимаются пчелы, не набравшие жирового тела. Они и народившиеся молодые особи участвуют и в заготовке корма на зиму, изнашиваясь при этом. Естественно, что срок их жизни невелик, и они отмирают осенью, зимой или ранней весной (это зависит от степени износа организма), оставляя большие запасы меда в улье.
Предотвратить в длительное безвзяточное время роение, а возможно, и слет пчел с гнезд не помогут ни большой запас меда в улье, ни подкормка пчел инвертированным сахарным сиропом, сытой или медом, поскольку только сахароза инициирует работу желез и выделение организмом пчелы всех веществ, необходимых для существования семьи пчел как единого биологического организма.
Установлено, что подкормка пчел сахаром при наличии перги (пыльцы) увеличивает содержание белка в теле пчелы на 6%, а при отсутствии снижает его содержание на 4%, а сахароза нектара и пищевого сахара идентичны. Количество выделяемого молочка и воска напрямую связано с количеством перевариваемой пчелами сахарозы. Содержание других веществ в нектаре (кроме глюкозы, фруктозы, сахарозы и воды, исключая яды) не сказывается на качестве пищи пчел и меда ввиду их очень малого количества. Лишь цвет и аромат последнего зависят от медоноса.
Нектар дает пчелам углеводную часть пищи, расходуемую на выработку тепла и движения. Все остальные вещества, необходимые для жизнедеятельности пчел, выращивания расплода, выделения воска и других работ (белки, жиры, минеральные соли, витамины и др.), они получают из пыльцы, собираемой с цветущих растений. Определить, несут ли пчелы нектар в улей, можно только с помощью весов, поэтому без них пчеловод работает вслепую.
Сахарный сироп в этот период надо давать на ночь в потолочной кормушке в количестве, равном уменьшению веса улья после возвращения в него пчел вечером, то есть в таком количестве, которое необходимо семье для суточного потребления.
Кормление малыми дозами сразу (не позже чем через 3–4 дня) после начала безвзяточного периода обеспечивает качественную переработку сахарозы, требующейся для обеспечения основного обмена веществ, и длительное стимулирующее действие на выращивание пчелами расплода и выделения ими воска. Можно давать им также канди или помадку, которые они впрок не откладывают, а используют по мере необходимости. Такая подкормка также поддерживает яйцекладку матки. Чтобы заставить матку работать с максимальной отдачей, нужно семью пчел ежедневно подкармливать сахарным сиропом (1:1) в количестве 1/10 от массы пчел. Трудоемко, но на небольших пасеках вполне доступно.
В безвзяточное весенне-летнее время при наличии пыльцы пчелы перерабатывают сахарный сироп в сахарный мед точно так же, как и нектар в мед, вводя в него инвертазу, диастазу, кислоты и т.д. (И.П.Чепурной, 2000). Таким образом, сахарный мед содержит все особые вещества, производимые в клетках пчелы, благодаря которым компоненты меда могут всасываться в гемолимфу насекомого непосредственно из кишечника и усваиваться его организмом без каких-либо затрат на пищеварение.
Учитывая приведенные выше аргументы, подтверждающие неполноценность меда в качестве пищи для пчел, в определенные моменты их жизни, хозяину пасеки необходимо очень серьезно отнестись к подготовке семей к зимовке, накоплению в их организме веществ, не содержащихся в меду. Запасенные организмом пчел (в основном в жировом теле) питательные вещества используются ими во время зимовки в биохимических и физиологических процессах, для вырабатывания личиночного корма — молочка и воска в конце зимы.
Уже более 20 лет кормлю пчел сахарным сиропом в течение августа после отбора меда, когда в природе имеется пыльца, необходимая для питания расплода и накопления питательных веществ в организме особей, идущих в зиму. Скармливаю семьям около 20 кг сахара. Концентрация сиропа 10:6 (на 10 кг сахара 6 л дождевой кипяченой воды). Кормлю до тех пор, пока пчелы не перестанут брать сироп. Установлено, что скармливание им в августе небольших доз сахарного сиропа повышает количество выращиваемого расплода на 30–50%. Сахарный сироп, переработанный пчелами и запечатанный в ячейки сотов, усваивается зимой почти полностью (дает всего 0,6% неперевариваемых остатков). Семьи выходят из зимовки в хорошем состоянии и с чистыми гнездами. Масса задней кишки пчелы весной перед облетом составляет в среднем у особей, питавшихся сахаром, 25,3 мг, а медом — 34,0 мг.
По П.И.Тименскому («Сезонные работы на пасеке», 1989), оптимальная норма подкормки пчел сахаром в зиму находится в пределах 6–8 кг. Однако Н.Г.Мартынов и С.Н.Назин в статье «Сахар и варроатоз» (ж-л «Пчеловодство» №10, 1990, с. 13) сообщают, что приведенные выше рекомендации основаны на обобщениях пчеловодной практики и профессиональной интуиции. Специальный же эксперимент, по результатам которого можно было бы сделать конкретные и правильные выводы о количестве скармливаемого сиропа, не проводился. Практика и исследования НИИ пчеловодства доказывают, что своевременная подкормка пчел сахарным сиропом в зиму и в безвзяточные периоды не вызывает нарушений в жизни пчелиной семьи.
Особо хочу отметить, что метод «рационального пчеловождения», практикуемый большинством пчеловодов России, не предусматривает подкормку пчел сахарным сиропом в безвзяточное время. Считаю, что пренебрежение (а часто и осуждение в прессе, в том числе и пчеловодной) подкормкой пчел сахаром как в безвзяточное время, так и в зиму пагубно сказывается на продуктивности семей.
К постоянно обсуждаемой проблеме подкормки пчел сахарным сиропом надо подходить как к вынужденной операции, облегчающей жизнь пчел при бескормице летом и во время зимовки.
Подробные результаты обсуждаемых исследований по данной проблеме и вопросы, связанные с подкормкой пчел сахарным сиропом в зиму и в безвзяточное время, изложены в моей книге «Как уберечь пчелосемьи от ослабления летом и гибели осенью и зимой» (М.: Мир и согласие, 2004), частично эти же вопросы освещены и в моей книге «Новое в пчеловодстве» (М.: Грааль, 2002). В целом книга посвящена методу пчеловождения с самосменой маток.
И.ЛОНИН