Нозематоз является вторым после варроатоза распространенным заболеванием пчел. Степень поражения нозематозом на польских пасеках колеблется от нескольких до нескольких десятков процентов. Особенно усиление нозематоза в Польше наступило после запрета на использование фумагиллина против этого заболевания.
Последние исследования осыпей пчел с больших и с малых пасек, показали, что на больших пасеках заболеваемость нозематозом составляет около 40%, а на малых – около 60-70%. На такое состояние накладывается не только отсутствие лекарства, но и неправильная подготовка семей к зимовке, дефицит источников пыльцы в окрестностях пасек, а также аномальные, часто теплые зимы и холодные, дождливые долгие вёсны.
Сначала замечали, что возбудителем нозематоза пчел в Польше является только Nosema apis, но последние исследования видов этого гриба показали, что это заболевание вызывает также и Nosema ceranae; причем, часто этот, последний, вид на многих пасеках оказывается доминирующим.
Сущность заболевания у пчел этими двумя видами ноземы заключается в поражении клеток слизистой оболочки средней кишки развивающимся грибом. Пораженные клетки кишечника не имеют возможности регенерации, и поэтому процесс обмена веществ, а также функционирование среднего кишечника оказываются нарушены, что в результате приводит к общим и местным расстройствам. Пчелы, пораженные нозематозом, живут меньше, не в состоянии принести в улей необходимого количества нектара и пыльцы, а также вырастить доброкачественный расплод.
При инвазии Nosema apis у пчел обычно появляется разной степени понос, наблюдающийся обычно в конце зимовки и весной. Характеризуется большой осыпью пчел, следами понос на сотах, рамках и стенках улья, а также ползающими перед ульями неспособными летать пчелами с раздувшимся брюшком. Во время теплой и ранней весны, а также с появлением хорошего взятка, особенно пыльцы с ивовых, больные семьи набирают силу, однако их продуктивность все-таки остается низкой.
При инвазии Nosema ceranae поноса нет, а ослабление семей происходит во все время, и обычно осенью дело доходит до гибели пчел, казалось бы, без видимой причины. Пчелы, зараженные спорами Nosema ceranae, погибают вне улья, обычно по пути в поле или возвращаясь назад в улей. Смертность пчел, пораженных этим грибом, происходит из-за отсутствия способности усваивать углеводный корм. Дополнительно болезнь влечет за собой нервные расстройства, в том числе потерю ориентации. Больные пчелы часто не в состоянии вернуться в родной улей.
Больные нозематозом семьи, независимо от патогенов, его вызывавшим, выделяют огромное количество спор, которые в улье – на сотах, в меду, в перге и на стенках – становятся постоянным источником заразы, не только для ульевых пчел (в основном), но и для лётных. Поэтому уменьшение количества спор в месте обитания пчел является очень существенной задачей. Этого можно добиться соблюдением соответствующей гигиены на пасеке и в ульях, а также использованием препаратов, подавляющих развитие и размножение возбудителей в кишечнике пчел.
На польских пасеках течение нозематоза до недавнего времени смягчалось применением в соответствующие периоды пчеловодного цикла таких препаратов, как нозевит, ApiHerb, ацетилсалициловая кислота. Пытались также использовать эффективные микроорганизмы, водную вытяжку из золы березы, вытяжки чеснока, отвар полыни с добавлением ацетилсалициловой кислоты и др. В местной практике названные средства не показали желаемой эффективности в подавлении развития спор ноземы. Следовательно, существует потребность дальнейшего поиска химических веществ для подавления нозематоза, которые можно было бы давать пчелам в воде или в сиропе.
В сезон 2011/2012 гг. проводилась оценка возможности использования 3%-ной перекиси водорода для подавления нозематоза у пчел, а также ее влияние на массу тела пчел и количество зерен пыльцы в кишечнике. Для этого были выбраны две пасеки, в которых уже в течение нескольких лет наблюдался нозематоз. Условия содержания пчел в обеих пасеках были хорошими, также удовлетворительной с ранней весны до поздней осени была и медоносная база. Весной взяток обеспечивали ивы, сады и одуванчик, а позже – малина, акации, липы и сорняки, осенью – в основном, золотарник.
После определения поражения семей спорами ноземы на пасеке А ранней весной после облета пчел начали давать в ульи в пластиковых бутылках воду с перекисью водорода (2 мл/л). Этот препарат давали до постановки магазинов (середина мая). Затем перекись водорода давали уже во время подкормки семей в зиму в той же самой концентрации. В это время давали ее в сахарном сиропе. Осеннюю раздачу перекиси водорода закончили вместе с окончанием подкормки. Пришлось это на третью декаду сентября.
На пасеке Б воду с перекисью давали в той же самой концентрации только в сиропе во время подкормки пчел в зиму.
В марте, апреле, и в августе-сентябре из обеих пасек брались пробы пчел для оценки наличия спор ноземы, а также массы тела пчел и количества зерен пыльцы в кишечнике. Пчелы исследовали на наличие спор ноземы по методу Hartwig. Интенсивность инвазии отмечали «плюсами». Одним плюсом (+) помечали единичные споры в поле зрения микроскопа (увеличение 400х), двумя плюсами (++) – когда в поле зрения микроскопа их было значительно больше, тремя плюсами (+++) отмечали такое состояние, когда количество спор было очень значительным и определенное их количество сливалось в сплошные пятна. Эти же материалы (из растертого содержимого кишечника пчел) служили и для определения количества зерен пыльцы в поле зрения микроскопа. Массу тела пчел определяли перед микроскопическими исследованиями, взвешивая их на электронных весах.
Выбор 3%-ной перекиси водорода был продиктован ее дезинфицирующими свойствами, способностью вступать в реакцию с пораженными клетками, и как сильного окислителя, подавляющего развитие грибов и патогенной микрофлоры. Во внимание принято также и отсутствие вредного воздействия 3%-ной перекиси водорода на пчелиные продукты, а также полная безопасность для потребителей. Установлено, что ее использование для пчел как составляющей диеты, может оказаться очень полезным для профилактики нозематоза, вызванного как Nosema apis, так и Nosema ceranae. Отмечено, что продвижение 3%-ной перекиси водорода по пищеварительному тракту пчелы не только стабилизирует состав естественной микрофлоры, но и ликвидирует воспаление среднего кишечника и «лечит» пораженные клетки; она также влияет на поддержание оптимального равновесия кишечной микрофлоры. Видимо, такое состояние приводит к увеличению устойчивости грибковой и бактериальной инфекции за счет активизации естественных защитных механизмов, приводит в порядок усвоение корма, а также способствует разложению токсичных составляющих, возникающих во время происходящего воспалительного процесса и действия спор-паразитов, что в результате тормозит образование спор ноземы в кишечнике пчелы.
Использование 3%-ной перекиси водорода на пасеках А и Б не привело к каким-либо явлениям, указывающим на ее токсичное влияние на пчел. Пролеченные семьи развивались хорошо, матки откладывали яйца и нормально развивался расплод. На пасеке А, на которой перекись давали весной и во время подкормки в зиму, получена высокая эффективность борьбы с нозематозом.
Оценка пчел, взятых из зимней осыпи с 3 марта 2011 г., а также живых пчел с сотов в конце апреля (29) 2011 г., показала, что зараженных спорами ноземы, было 7 семей из 15, которым давали оцениваемый препарат. После начала подачи раствора перекиси, количество семей, у которых подтверждено присутствие спор ноземы, заметно уменьшилось, а в сентябре в процессе подачи препарата в сиропе, спор этого гриба не обнаружено. После зимы 2012 г. в пчелах из осыпи и у живых отмечено присутствие спор только в 2-х и 3-х семьях, и то в очень низкой концентрации.
На пасеке Б так же применялась 3%-ная перекись водорода (2мл/1л сиропа) у 11 семей, но только во время подкормки в зиму. У пчел из зимней осыпи (01.03.2011) и у живых, взятых 16.04.2011 г. споры ноземы обнаружены в 5 и 4 семьях. Применение перекиси в сахарном сиропе во время подкормки в зиму проводилось лишь под конец подкормки (06.09.2011 г.) значительно понизило количество спор как в пробах, как и у леченых семей. После окончания подкормки, которое произошло 24.09.2011 г., в пробах пчел не обнаружено спор ноземы. После зимовки споры ноземы отмечались в 4-х пробах осыпи и в 3 пробах живых пчел из 11 пролеченных.
Оказалось, что применение 3%-ной перекиси водорода в семьях пчел, не только понизило количество пораженных семей на пасеке и снизило интенсивность инвазии в них, но также явно повлияло на рост массы тела пчел и на количество съеденной пыльцы. Примером является пасека А, на которой перекись водорода давалась весной и в зиму, масса пчелы возросла до 110,9 мг – или на 8%, а количество зерен пыльцы увеличилось до 25,1 – или на 23% по отношению к пчелам семей, у которых по-прежнему имело место инвазия ноземы. На пасеке Б, где перекись водорода давали только во время подкормки в зиму, масса тела пчелы и количество зерен пыльцы также возросли, хотя и в меньшей степени, чем у пчел с пасеки А. Рост обоих исследуемых показателей составлял 3,5 и 4,1%.
Полученные результаты исследований позволяют судить, что 3%-ная перекись водорода – доступная в каждой аптеке – в концентрации 2 мл/1 л в воде или в сиропе улучшает обмен веществ у пчел, стабилизирует механизм иммунной системы и подавляет в значительной степени развитие нозематоза.
Опираясь на полученные результаты исследований, можно утверждать, что подача перекиси водорода в воде или как составляющая часть диеты выгодно влияет на пчел. Установлено, что значительно лучшие результаты в борьбе с инвазией ноземы получаются, если давать 3%-ную перекись водорода весной (в воде) и во время подкормки в зиму (в сиропе). Можно надеяться, что перекись водорода, в виду своей дешевизны и безопасности для пчел, найдет широкое применение в профилактике и лечении нозематоза.
Konstanty Romanuk
Pszczelarstwo № 3/13
Пер. с польск. В. Ефимов