Сколько меда можно получить на Среднем Урале? Не меньше, чем позволяет медоносная база. Еще в советское время П.И.Тименский писал, что на Урале число семей можно увеличить в четырнадцать раз, а значит, увеличить и производство меда. Сказка? Нет — реальность, но при условии, что основной базой для получения данного продукта пчел на Среднем Урале будет избрана стационарная пасека.
Не будем говорить о Башкирии и Пермской области. В первой стационарное ведение пчеловодства предопределяют массивы липы, а во второй — довольно глухие леса богатые кипреем, дягилем и другим разнотравьем.
Свердловская область расположена в лесостепной зоне, казалось бы, очень подходящей для использования кочевого метода, однако я не согласен с тем, что именно он рентабелен на Среднем Урале в современных экономических условиях.
Под кочевым методом подразумеваю не одноразовый вывоз пчел из города, а двух-трехкратную смену точка. За последние 4–5 лет не слышал, чтобы кто-то этим занимался. Наоборот, все больше и больше пчеловодов размещают пасеки на стационарных точках в деревнях, на окраинах городов и поселков, где имеется соответствующая кормовая база. Если в течение последних трех лет медосборы были высокими, то даже в случае неурожайного года никто не увозил пчел.
Преимущества содержания стационарной пасеки в Свердловской области обусловлены: природно-климатическими условиями; выравниванием кормовой базы в результате роста числа невозделываемых полей и зарастания их одинаковыми медоносами (осотом, кипреем, клеверами, донником, лопухом, пустырником); сокращением расходов на транспорт и охрану; комфортом в быту и производственных условиях (подъезд, телефон, магазины, электричество, стационарные хозяйственные постройки); возможностью улучшать медоносную базу.
На стационарной пасеке можно наиболее полно использовать медосбор при минимальных затратах на обслуживание. Лучшие пчеловоды Красноуфимского, Ачитского, Артинского районов и прилежащих к ним территорий Пермской области и Башкирии, имея 60–100 и более пчелиных семей, ежегодно получают до 5 т меда каждый.
Еще одно преимущество стационарной пасеки — занятие пчеловодством можно сочетать с другими видами деятельности: садоводством и огородничеством, прудовым рыбоводством и т.д.
Проблема стационарного пчеловодства в нашем регионе заключается в отсутствии эффективного универсального инвентаря, позволяющего одному справляться со ста семьями (оптимальный размер промышленной пасеки для одного пчеловода), хотя есть соответствующие отечественные и зарубежные (Китай, США) разработки.
Местность вокруг стационарной пасеки должна обеспечивать пчел кормом во все периоды их активной жизни. Такие базы на Среднем Урале можно найти повсюду.
Считая свой точок классическим, опишу его кормовую базу. В середине апреля, когда выставляю пчел из зимовника, зацветают мать-и-мачеха, ивовые. На смену им приходят одуванчик, черемуха, садовые.
В начале лета, когда пчелы переходят в роевое состояние, яблоня и вишня отцветают, зацветают чистотел, сурепка, горькая редька, медоносы подлеска, наступает пик цветения акации. В середине июня ее сменяют малина и клевер, а в конце — зацветают основные медоносы: кипрей, дягиль, пустырник, донник и другие (в 2004 г. их дружное цветение началось 27 июня).
В 2004 г. весна оказалась затяжной, и погода позволила использовать медосбор только с ивы. Собранный мед пчелы полностью потратили на свои нужды, а к началу роевой поры семьи оказались в фазе наращивания силы. Хорошая погода, установившаяся во второй пятидневке июня, позволила им подготовиться к главному медосбору, который продлился всего 10 дней.
При кочевке невозможно реализовать биологический потенциал пчелиных семей из-за узких временных рамок, отпущенных природой на основной товарный медосбор (12–14 дней цветения липы и «букета» основных медоносов).
Переезд с липы или кипрея на осот, 5–10-дневное продуктивное цветение которого часто нарушается из-за испортившейся погоды; непродуктивная потеря половины медосборного времени, связанная со сборами, переездами, облетами пчел (известно, что у побеспокоенных пчел на 40–60% снижается работоспособность в течение первых трех дней после перевозки, а некоторые находятся в стрессовом состоянии всей семьей более длительный период); малая численность (как правило, 20 семей) кочевой пасеки при максимальном среднестатистическом суточном медосборе 8 кг гарантирует максимум лишь 1,6 т меда за сезон.
Экономические, материальные и физические затраты пчеловода на кочевку не соизмеримы с получаемым дополнительным товарным продуктом. Многие, использовав основной медосбор с липы, кипрея или дягиля, свою работу в текущем пчеловодном сезоне сворачивают. На Среднем Урале раз в два года основной товарный мед пчелы берут за три дня. Кочуя, пчеловод рискует их пропустить или не использовать полностью.
После окончания цветения степных медоносов наступает пора рапса и осота, которые у нас считаются медоносами третьей волны. Пик их цветения (конец июля — начало августа) приходится на конец цветения медоносов второй основной волны, поэтому кочевать в этот период нецелесообразно. Надо чтобы эти растения формировали медоносную базу вокруг точка, а еще лучше, если среди них будут и медоносы первой волны, главный — малина.
Мед Среднего Урала в основном делится на лесной, липовый, степной (с медоносов лугов, пастбищ и пустырей, так как степь у нас представляет смешение этих угодий) и мед с медоносов полевых севооборотов: гречихи, рапса и других.
Правильный выбор точка на Среднем Урале для стационарной пасеки — это решающее условие продуктивного пчеловождения. Однако основная проблема здесь — в реализации продукции пчеловодства, и дальнейшая судьба нашей отрасли зависит только от ее решения.
B.C.ФИЛАТОВ
Свердловская обл.