Наша пасека расположена на юго-востоке Алтайского края в предгорной зоне. Организуя подвоз пчел к цветущим медоносам, практически с мая по сентябрь можно иметь стабильный медосбор. При хорошей погоде и достаточном числе сотовых рамок (минимум 36 для двухкорпусных ульев и 50 — для многокорпусных) можно почти полностью исключить роение пчел. Так, десять лет с 1 мая по 16 июня мы вывозили пасеку в горы на желтую акацию и разнотравье и практически не сталкивались с массовым роением. Однако в последние годы в связи с удорожанием транспортных расходов и большой трудоемкостью пчел не перевозим.
После окончания цветения ивовых, одуванчика и жимолости татарской безвзяточный период длится 8–10 дней. К началу июня пчелы, как правило, занимают два корпуса двухкорпусного улья. И никакие противороевые приемы, кроме деления семьи пополам, не дают результата. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше, то есть до 25 мая, подготовить семьи к «организованному» роению в сжатые сроки. На пасеке формируем семьи-инкубаторы в начале мая и получаем 35–40 отводков на трех-четырех рамках с молодыми матками от лучших семей пасеки, приносящих не менее 100–150 кг товарного меда. При периодическом подсиливании печатным расплодом к осени отводки становятся полноценными семьями, которые идут в зиму.
Пчеловоды юга Западной Сибири помнят теплую и влажную весну 2002 г. (на 4°С выше нормы), прохладные и дождливые июнь и июль (на 1°С ниже нормы и двойная норма осадков) с большими колебаниями суточной температуры воздуха и почвы, сильными ветрами, грозами и градом, а также теплый и менее дождливый август. Погодные условия были благоприятны для урожая зерновых, многолетних трав и подсолнечника. Вокруг нашей пасеки на площади больше тысячи гектаров произрастали эспарцет, гречиха и подсолнечник. Кроме того, в пойме р. Соловьиха много естественных медоносов, особенно мальвы.
Погода способствовала тому, что на пасеке роились все семьи, и даже первые рои, которые посадили в отдельные ульи еще в мае. Занимаясь пчеловодством 30 лет, первый раз в 2002 г. наблюдал, как около десяти семей роились во время дождя.
Весь пчеловодный сезон пользовались апимилом — препаратом для поимки роев. На пасеке из 150 семей, расположенной на берегу небольшой речки в лесу, сделали 8 привоев на легких шестах и расположили около деревьев. Привой — это доска, обитая снизу старым холстиком. Шесты различной длины, в зависимости от высоты деревьев, около которых они расположены. Ежедневно в роевую пору в 9–10 ч утра снимали привой и наносили на холстик чайной ложкой несколько капель препарата. И, как правило, вышедший рой, особенно в солнечный день, прививался на один из привоев. Как только он успокаивался, привой снимали с шеста и использовали рой по назначению: помещали в тот же улей, из которого он вышел.
В том году одновременно рождалось до 20 роевых маток. Наша задача заключалась в том, чтобы открыть крышечки зрелых маточников и помочь им выйти. Все матки оставались в улье, отпустившем рой. Если маточники были не зрелые, оставляли только один, самый лучший, остальные удаляли. Затем через разделительную решетку соединяли рой с основной семьей. Всех маток в рое (как правило 2–4) уничтожали. Повторное роение семьи не происходило. Через сутки в ней оставалась одна матка, и семья выходила из роевого состояния.
Семьи, в которых оставляли зрелые маточники, через несколько дней проверяли. Если пчелы закладывали в них еще и свищевые, то их уничтожали.
Практика показала, что бороться с роением, периодически выламывая маточники, — трудоемкий процесс, который может продолжаться до конца медосбора, если он не бурный или проходит в неблагоприятную погоду даже при цветении медоносов.
Были несколько случаев, когда рои игнорировали привои и прививались высоко на деревьях. Приходилось использовать лестницу и длинный легкий шест с привоем. Привой подводили под рой, и за 10–15 мин пчелы на него переходили.
Лучше всего, когда пчеловод находится на пасеке и при выходе роя подносит шест с привоем непосредственно к пчелам, находящимся в воздухе. Апимил на них так действует, что за одну минуту на месте нанесения препарата образуется небольшой роек. После этого шест подносят к дереву, и весь рой собирается на подвое. Мой помощник — внук-семиклассник — таким образом поймал основную массу роев в 2002 г.: от пяти до двенадцати за день.
Ранние рои сажали сразу же после поимки в отдельные ульи, и не один из них не слетел. В каждом новом улье на холстик наносили несколько капель апимила и уносили в тень. Стряхивая рой в улей, оставляли на привое 100–200 пчел, которые сидели до самого вечера. Это гарантия, что вышедший из другого улья рой привьется на этот же привой.
В 2002 г. роение для нас с внуком было на удивление радостной и творческой работой. Еще более целесообразно применять препарат на кочевой пасеке, расположенной в чистом поле.
Таким образом, имея на Алтае среднерусскую породу пчел и ее помеси, нужно не бороться с роением, а, применяя апимил, сделать так, чтобы основная масса семей отроилась до цветения эспарцета и чтобы роение прошло за 10–12 дней. Не ошибусь, если от имени всех пчеловодов выражу благодарность ученым, разработавшим этот уникальный препарат, который позволяет на порядок сократить рабочее время при поимке и подсадке роев.
И.Н.БУДНИК,
фермер-пчеловод
Алтайский край