Поскольку медоносные пчелы являются важнейшими опылителями, продолжающаяся в последние годы убыль пчелиных семей в Северной Америке и Европе представляет серьезную проблему для сельского хозяйства. Для выяснения причин зимних потерь пчел в Германии с 2004 по 2009 г. проводился мониторинг, в котором участвовало 1200 пчелиных семей с 125 пасек.
Сотрудники институтов пчеловодства дважды в год брали пробы пчел для исследования заболеваний (нозематоз, варроатоз, четыре вида пчелиных вирусов), а также пробы перги на остатки пестицидов (Elke Genersch et. al., 2010). Этот проект показал, что высокая степень поражения варроатозом осенью (вместе с ассоциированными вторичными инфекциями) является основной причиной зимних потерь семей пчел, для избежания которых необходимы последовательная борьба с варроатозом и сильные пчелиные семьи с молодыми матками.
Аскосфероз также представляет серьезную опасность для пчелиных семей, поэтому меры борьбы с ним интенсивно разрабатываются. Интернациональная группа ученых изучала гигиеническое поведение медоносных пчел в отношении убитого аскосферозом и проколотого иглой расплода (Maria Alejandra Palacio et. al., 2010). Установлено, что гигиенические (отселекционированные на более высокий уровень гигиенического поведения) пчелы характеризуются более низким порогом чувствительности в отношении пораженного расплода, но на удаление убитого аскосферозом расплода после начала гигиенического поведения негигиеническим и гигиеническим пчелам потребовалось примерно одинаковое время.
Механизмы естественной устойчивости пчелиных семей к поражающим факторам разнообразны, что хорошо видно из нашей работы [5].
Медосборные условия являются обязательным фактором повышения устойчивости пчелиных семей к ряду заболеваний. Однако для планирования научных исследований необходимо доказательство влияния какого-либо фактора. По мнению Йошида, органические кислоты маточного молочка во время медосбора противодействуют развитию аскосфероза и варроатоза. Специально поставленными опытами доказано, что условия медосбора способствуют оздоровлению пчелиных семей при европейском гнильце [1, 2].
A.F.Janmaat, M.L.Winston (2000) показали, что увеличенные запасы перги в пчелиных семьях повышают их устойчивость к варроатозу [6].
Цель нашей работы — выяснение влияния силы пчелиных семей, запасов меда и перги, а также условий медосбора на устойчивость пчел к аскосферозу и европейскому гнильцу. Материалы данного исследования представлены в наших ранее опубликованных работах [3, 4]. Однако мы считаем целесообразным обсудить их вновь на более высоком уровне.
В основу был положен метод накопления и обработки большого фактического материала. Об уровне устойчивости пчелиных семей к заболеваниям в текущий момент судили косвенно по степени пораженности. Исследования проводили на пчелиных семьях внутрипородного типа среднерусской породы «Приокский». В 1996–2002 гг. в семьях систематически учитывали количество печатного расплода с помощью рамки-сетки, один квадрат которой 5х5 см равен 100 ячейкам. Запасы меда определяли с помощью динамометра, вычитая из полученного значения 0,5 кг (среднюю массу сота). Запасы перги определяли с помощью рамки-сетки по площади, которую она занимает на соте (в 100 ячейках содержится в среднем 0,0143 кг перги). Для определения степени пораженности заболеваниями общее число больных личинок делили на число печатного расплода в сотнях ячеек.
В процессе работы мы пытались найти математическое доказательство оздоравливающего влияния условий медосбора при аскосферозе пчел. Исследование проводили в сезоне, медосборные условия которого отличались следующими особенностями. В июне наблюдался совершенно незначительный медосбор с небольшими колебаниями прибавки массы контрольного улья вокруг нулевой отметки. В первой половине июля отмечались резкие изменения прибавки массы контрольного улья. Так, прибавка около 0,5 кг сменялась прибавкой в 3–4 и даже в 6 кг. Во второй половине июля и начале августа прибавка массы контрольного улья была гораздо стабильнее и составляла около 2,5 кг в сутки. В этом сезоне мы систематически учитывали степень пораженности аскосферозом и европейским гнильцом 50 пчелиных семей до медосбора и во время него. Данные этих учетов позволяют проследить изменение соотношения числа пчелиных семей с клиническими признаками заболеваний и без них. Заболеваемость европейским гнильцом в данном сезоне проявилась незначительно, поэтому сделать какие-либо выводы по этим результатам невозможно.
Полученные данные представлены в виде графиков, характеризующих особенности протекания заболеваний (рис.).
Итак, течение аскосфероза отличается двумя максимумами — в начале (апрель) и в конце (сентябрь) активного сезона и одним минимумом в середине августа, то есть постепенное снижение числа пораженных личинок на 100 ячеек печатного расплода с апреля по август сменяется резким увеличением в сентябре. Снижение пораженности, по нашему мнению, связано с благоприятным влиянием абиотических (повышение температуры окружающей среды) и биологических (увеличение массы пчелиной семьи, принос нектара и пыльцы) факторов. Дополнительно на снижение интенсивности заболевания аскосферозом с середины июня и до середины августа влияет наступивший и продолжающийся медосбор. Резкий скачок пораженности в сентябре можно объяснить отсутствием медосбора и ухудшением погодных условий.
Заболеваемость пчелиных семей европейским гнильцом характеризуется двумя минимумами — в начале (апрель) и в конце (сентябрь) сезона и одним максимумом в июне (см. рис.). Пик пораженности в июне приходится на период выращивания значительного количества расплода в пчелиных семьях. Несмотря на дальнейшее увеличение количества расплода, его относительная пораженность постепенно снижается. Уменьшение степени пораженности европейским гнильцом в июле и августе мы объясняем, как и в случае с аскосферозом, оздоравливающим влиянием медосбора.
По данным учетов, проведенных в июле, были посчитаны коэффициенты корреляции между параметрами пчелиных семей и пораженностью их аскосферозом и европейским гнильцом (табл. 1).
Положительные, чаще достоверные и довольно высокие коэффициенты корреляции между массой пчелиных семей, количеством печатного расплода, а также медовых запасов в гнезде отражает хорошо известный факт — более сильные семьи выращивают большее количество расплода и собирают больше меда. Между массой пчелиной семьи и количеством перги в гнезде связь положительная, но очень слабая. Часто в летний период даже сильные пчелиные семьи не всегда имеют существенные запасы перги.
Масса пчелиной семьи имеет отрицательную связь со степенью пораженности пчелиных семей инфекциями, но достоверной она становится лишь в трех случаях из семи с пораженностью аскосферозом и в одном случае с пораженностью европейским гнильцом. Видимо, не только масса, но и нередко индивидуальная устойчивость пчелиных семей определяет степень пораженности этими заболеваниями. Связь между количеством перги в пчелиных семьях и их пораженносью этими заболеваниями хотя и отрицательная, но незначительная, а в 1998 г. — положительная и достоверная. В пчелиных семьях, собирающих большие запасы перги, заболеваний аскосферозом и европейским гнильцом несколько меньше, однако в отдельные годы вследствие особых температурно-влажностных условий риск заболевания аскосферозом в таких семьях резко возрастал, поскольку, видимо, сама перга являлась источником заражения.
В четырех учетах из семи наблюдается положительная, средняя по значению, достоверная связь между уровнями пораженности семей европейским гнильцом и аскосферозом. На наш взгляд, это можно объяснить общим падением иммунитета пчелиных семей во время отсутствия медосбора.
Полученные данные позволят в будущем правильнее выбирать время для профилактических и лечебных обработок пчелиных семей против возбудителей болезней и не прибегать к неоправданным дополнительным экономическим затратам на обработку пчелиных семей в течение сезона, снижая тем самым иммунодепрессирующее влияние применяемых лекарственных препаратов на пчел.
В таблице 2 отражено влияние температурно-влажностных и медосборных условий на число пораженных аскосферозом пчелиных семей. Во время медосбора на увеличение числа пчелиных семей, имеющих признаки заболевания, благоприятно сказывались расширение гнезд, значительные снижения среднесуточной температуры в отдельные продолжительные периоды, как это имело место в сезоне испытания. Факторами противоположного действия являются: увеличение числа пчел в пчелиной семье, поступление в улей нектара, увеличение медовых запасов, поступление в улей свежесобранного прополиса и увеличение запасов перги.
Из данных таблицы 2 следует, что в конце июня число пчелиных семей, имевших клинические признаки заболевания, незначительно преобладало над числом здоровых семей. В результате резких падений температуры в отдельные дни первой половины июля значительно увеличилось число семей с признаками заболевания (данные на 16.07), несмотря на наступивший медосбор. К концу июля при продолжении медосбора число пчелиных семей без признаков заболевания начинает несколько преобладать над заболевшими. К концу августа лишь незначительная часть пчелиных семей (4,5%) имела клинические признаки заболевания, тогда как 95,5% его не имели.
Отдельные значения Х2, а также его суммы на 16.07 и 27.08 являются достоверными. Достоверна также общая сумма Х2 =59,17. Это означает, что условия медосбора являются для пчелиной семьи сильнейшим оздоравливающим фактором, который устраняет в большинстве пчелиных семей даже незначительные признаки заболевания.
Таким образом, оздоравливающее действие условий медосбора при аскосферозе пчел доказано математически.
Так, совместное течение аскосфероза и европейского гнильца позволяет предположить, что в период длительного отсутствия медосбора резистентность пчелиных семей к заболеваниям снижается.
Предположения и экспериментальные данные некоторых авторов об увеличении резистентности пчелиных семей к заболеваниям во время медосбора подтверждаются обобщением полученных данных.
Н.Н.ХАРИТОНОВ
ГБНУ «НИИ пчеловодства Россельхозакадемии»
Аннотация:
Показано влияние медосбора на резистентность пчелиных семей к заболеваниям аскосферозом и европейским гнильцом.
Ключевые слова:
аскосфероз, европейский гнилец, медосбор, пчелиная семья.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Йошида К. Профилактика известкового расплода и варроатоза препаратами кислого брожения органических веществ //XXX Международный конгресс по пчеловодству. — Апимондия, 1985.
2. Зюман Б.В. Факторы естественной резистентности при инфекционной патологии медоносной пчелы (Apis mellifera): автореф. дис… д-ра биол. наук. — Новосибирск: Ин-т эксперим. ветеринарии Сибири и Дал. Востока, 1994.
3. Харитонов Н.Н. Оздоравливающее действие медосбора при аскосферозе пчел // Новое в науке и практике пчеловодства. — Рыбное: НИИП, 2002.
4. Харитонов Н.Н., Березин А.С. Влияние условий содержания на степень пораженности пчелиных семей аскосферозом и европейским гнильцом / Экологические аспекты производства, переработки и использования продуктов пчеловодства // Материалы науч.-прак. конф. (17–19 ноября 2004 г.). Ч. II. — Рыбное: Академия пчеловодства, НИИП, 2005.
5. Харитонов Н.Н. Селекция устойчивых к заболеваниям линий пчел // Пчеловодство. — 2006. — №7, 8.
6. Janmaat A. F., Winston M. L. Removal of Varroa jacobsoni infested brood in honey bee colonies with differing pollen stores // Apidologie. — 2000.