По этой проблеме у меня есть вопрос: можем ли мы быть уверены, что на сахарных заводах сахар вырабатывается из сахарной свеклы? На мешке с сахаром нельзя найти надписи, подтверждающие это.
В нестоящее время я очень скептически отношусь ко всему. Кто нам скажет, что в этом мешке не находится сахар из сахарного тростника? Дешевые предложения по импорту вполне могут привести к этому. Мы «старые» пчеловоды в новых землях, и многие из нас еще хорошо помнят 70-80-ые годы, как в ГДР импортировали сахар.
Наши пчелы встречались с различными измененными продуктами разложения, этот сахар оказался несоответствующим, и много семей умерло от дизентерии. Было бы хорошо знать, какой сахар сахарные корпорации насыпают нам в мешки.
Другой темой является нозематоз. Мы в 80-е годы уже однажды серьезно встречались с ним, и в настоящее время он, кажется, снова появляется. Мы не должны упускать его из виду. Жизнеспособность наших пчел сегодня страдает от недостатка пыльцы и от средств защиты растений, что увеличивает восприимчивость их к заболеваниям.
Я учился пчеловодству у моего отца, и потом стал работать с пчелами самостоятельно. С тех пор я занимаюсь с пчелами, и при подкормке, я знаю, что мой отец добавлял в зимний корм несколько капель уксуса. Он брал 40%-ную уксусную эссенцию (обычный столовый уксус в ГДР) и добавлял 1 мл на 10 л сахарного сиропа.
Я придерживаюсь этого до сего времени, и никогда не было никаких проблем с нозематозом. Было бы интересно знать, как другие пчеловоды решают эту проблему.
Я уверен, что мы в результате обработки муравьиной кислотой постоянно поддерживаем в семье кислую среду. Возможно, этого уже достаточно для того, чтобы держать нозематоз «на коротком поводке»; с другой стороны, наверное, не все делают зимний корм. Имеет ли наука на этот счет какие–либо новейшие исследования? Я не знаю, на чем базировался мой отец. Конечно, и в то время были исследования на эту тему, и он рекомендовал их нам. Он много читал, и многое реализовывал на практике.
DBJ № 11/13
Пер. с немецк. В. Ефимов