Чем более смелая идея появляется на страницах любимого мной журнала, тем она становится более привлекательной! Не стала исключением и статья A.M.Корзуна «Навигация пчел» (ж-л «Пчеловодство», №8, 2002).
Давно известно, что в ориентации участвуют все органы чувств пчелы: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, гравитационные. Они взаимно дополняют друг друга и используются комплексно при выработке сложных условных рефлексов, лежащих в основе поведения пчел. Казалось бы, просто как все гениальное.
И вот вопреки сложившемуся стереотипу на просторах Тульской области, где-то вблизи грандиозной опоры магистральной ЛЭП, родилось иное видение и толкование природы навигации пчел — с позиции геомагнетизма! Осталось, следуя примеру Архимеда, воскликнуть: «Эврика!».
Но не будем спешить. Если бы автор статьи однажды закрасил глаза возвращающемуся из полета трутню и, подбросив его вверх, оценил вероятность возвращения ослепленного бедолаги в свой улей, то, возможно, не стал бы вынашивать идею о преобладающем значении геомагнетизма в навигации пчел. Преобладающая роль зрения и обоняния в ориентации подтверждена многочисленными экспериментами и наблюдениями. При этом роль геомагнетизма недооценена по причине методических издержек проведенных ранее изысканий. Так считает уважаемый мной Е.К.Еськов, результаты наблюдений которого предвосхитили достижения любого исследователя в области биологии медоносных пчел.
Наблюдения A.M.Корзуна не стали исключением, методические издержки присутствуют и в них, например пока не существует магистральных ЛЭП 10 тыс. кВ. Для нее потребовались бы опоры высотой не менее 400 м, а расстояние между проводами фаз — не менее 200 м. Скорее всего, речь идет о распределительной ЛЭП 10 кВ. А это не одно и то же, а при оценке геомагнитной ситуации такие неточности недопустимы.
Отправимся в начале августа в Крым. В это время там на побережье цветет софора, внешне напоминающая белую акацию. Пчелы вылетают за нектаром софоры задолго до восхода солнца. Можно предположить, что путь к цветущим деревьям они находят благодаря острому обонянию. Но остается загадкой, как ориентируются пчелы в темное время, возвращаясь с ношей в ульи? Может быть, они ждут рассвета в кроне цветущей софоры и лишь после этого возвращаются в свои жилища? Вполне возможно, если учесть, что у пчел очень хорошо развито чувство времени. Но тогда наличие у них системы геомагнитной навигации окажется под вопросом.
Иногда летом где-то в стороне идут проливные дожди, полыхают грозы, а пчелы продолжают полевые работы как ни в чем не бывало! Но стоит грозовой туче появиться с подветренной стороны, как пчелы словно по команде устремляются в ульи. Их навигационный прогноз оказывается безошибочным благодаря органам зрения. В отличие от человека они могут различить ультрафиолетовую подсветку грозовой тучи. Органы обоняния этих насекомых могут уловить с подветренной стороны запах озона, появившегося в воздухе вследствие грозовых разрядов. Пчелам нельзя, как синоптикам, ошибаться в прогнозах!
Какова при этом роль геомагнитных навигационных свойств пчел? Вопросов больше, чем ответов.
Чтобы доказать или опровергнуть существование у пчел системы геомагнитной навигации, можно, например, попытаться «стереть» геомагнитную составляющую поля перед ульем. Каким тогда станет поведение пчел? Пока на этот вопрос нет ответа. Известно лишь, что «ориентация в магнитном поле пчел может быть объяснена тем, что они обладают свойствами диполя» (Е.К.Еськов, 1981). Технически осуществить эксперимент можно, применив, например, магнитный экран в виде большого стального листа или генератор стирания большой мощности. Но такое устройство может оказаться массивным и дорогостоящим.
В целом точка зрения А.М.Корзуна небезынтересна. Остается пожелать ему успехов в смелом, но вполне доступном исследовании.
М.К.ДОЛИНИН
Украина