Что произошло летом и осенью 2002 года? Куда делись пчелы из, казалось бы, благополучных, сформированных в зиму семей? Для фермерского хозяйства, где основной доход приносит пасека, гибель 70% семей — настоящая катастрофа. В прессе появились статьи, в которых главным виновником был признан варроатоз, а сопутствующей причиной — фальсифицированный бипин. Однако летом 2002 г., срезая трутневый расплод, клещей мы не находили, и бескрылые пчелы по пасеке не ползали.
Спустя полгода появились статьи, обвиняющие падевый токсикоз. Но эта версия официального подтверждения не нашла, как и ряд других (амебеаз, акарипидоз).
Но почему беда обошла часть пасек? Чем они отличались от погибших? Рядом с нами есть такие. Одна находится в 4 км к северу, а другая — в 5 км к востоку от нашей пасеки. На каждой — по 70 семей, и все благополучно вышли из зимовки, не считая относительного ослабления и повышенной опоношенности.
На первой пасеке мед полностью откачали в августе и заменили сахарным сиропом, в ноябре обработали пчел бипином. Все матки карпатской породы из Мукачево.
На второй — семьи пошли в зиму только на меде, от варроатоза в течение лета обрабатывали фумисаном. Маток пчеловод не покупал, а вел селекцию местных пчел по продуктивности.
На нашей пасеке семьи пошли в зиму на меде и сахаре в соотношении примерно 2:1. Как и последние 7 лет, обработал их бипином. Половина маток — карпатской породы, треть — серой горной кавказской, остальные — помеси.
Все три пасеки (моя и указанные выше) — стационарные, расположены в лесостепной местности. Условия содержания на них схожие, казалось бы, все должно быть одинаковым. Однако есть одно на первый взгляд несущественное различие. Из года в год на соседних пасеках откачивают мед только в конце сезона, а в нашем фермерском хозяйстве — по мере поступления.
Во время июльской жары в наших ульях, откуда уже отобрали мед, от перегрева погибал расплод. В репродукции пчел произошел недопустимо длительный перерыв. В конце августа и начале сентября семьи успели выкормить и запечатать по две-три рамки расплода, но согревать его уже было некому. В ульях на двух других пасеках в июле было по 40—50 кг меда, который, охлаждаясь ночью, не давал им раскалиться в полуденный зной.
Я выяснил, что на всех пасеках, которые погибли, во время основной жары товарного меда в ульях не было. Если выживали, то слабые семьи, потому что, надеясь на главный медосбор, у сильных отобрали практически весь мед. Отводки, маленькие рои, которые к тому времени еще не набрали силу, при откачке не беспокоили.
Пчелы самостоятельно не могли справиться с длительным перегревом ульев при отсутствии медосбора. А мы — пчеловоды — не только им не помогали, но и еще больше усугубили ситуацию откачкой меда. Осенью летные пчелы отмерли, и ульи оказались пустыми.
Н.И.БОЖКОВ
Белгородская обл.

Реабилитация больных с синдромом постинф…
окт 15, 2020
Помогите пчеле
фев 27, 2020
Противороевая технология…
апр 29, 2021
Использование роевых семей (1)…
мая 16, 2015
Получаем воск высокого качества…
янв 10, 2022
Модернизация медогонки…
окт 2, 2014
Стресс-реакция организма при апитерапии …
нояб 18, 2022
О диастазном числе меда…
сен 8, 2014
Революция или эволюция?…
март 8, 2015
Календарь пчеловода. Июль…
июль 1, 2018
В чем изъян ульев XX века и чем отличает…
авг 10, 2016
Расчет причиненного ущерба и его возмеще…
авг 20, 2014
Рекомендации потомственного пчеловода…
сен 13, 2016
Как увеличить пасеку
янв 6, 2016
Важный фактор зимовки
фев 6, 2015











Адрес редакции журнала "Пчеловодство":



