Много фактов говорят о том, что инвазия Nosema ceranae уже появилась в семьях пчелы Apis mellifera, и этот паразит, к сожалению, оказался более агрессивным, чем N. apis. Развитие паразита в организме пчелы длится только 3 дня. У больных пчел обычно не наблюдается привычного поноса.
Такая форма заболевания называется, во Франции, «сухим» нозематозом. Смерть пчел наступает в течение восьми дней с момента заражения; пчелы погибают часто вне улья, на воле. Усиленный отход больных пчел не ограничивается только зимне-весенним периодом, как при N. apis, но отмечаются в течение всего пчеловодного сезона. Предполагается, что в последние годы в Европе отход семей можно связывать с появлением этого нового паразита.
Nosema apis является давним паразитом в семьях медоносных пчел Apis mellifera; она известна с 1909 г. Этот патоген развивается в клетках слизистой оболочки средней кишки пчел. От проникновения паразита в клетку до момента образования спор, при температуре +30 оС проходит 5 дней. При размножении паразита в организме пчелы клетки слизистой оболочки кишечника оказываются уничтоженными, в результате чего прекращается переваривание и усвоение пищи. Недоедающая пчела не в состоянии нормально функционировать. Уменьшается продуцирование молочка и воска. В масштабе всей семьи это приводит к худшему выкармливанию расплода, к плохому червлению матки и отстройке сотов и меньшему приносу меда. Заболевшие пчелы, чтобы утолить голод, вынуждены потреблять больше корма, который большей частью не переваривается, что приводит к переполнению пищеварительного тракта. В результате может появиться понос, легко обнаруживаемый на передней стенке улья после первого весеннего облета. Запачканы калом бывают и соты. Перед ульями можно увидеть ползающих по земле пчел с раздувшимися брюшками. Нозематоз ухудшает течение вирусных заболеваний. В случае сильного поражения нозематозом дело кончается гибелью семьи, в основном под конец зимы и ранней весной. Эти симптомы ярко выраженной открытой формы нозематоза. При скрытой форме явные признаки могут отсутствовать, однако на продуктивности семей это все равно сказывается. Летом признаки заболевания, как правило, исчезают, чтобы вновь проявиться в следующем году.
Nosema ceranae и Apis mellifera
В 2006 г. Европу облетела тревожная весть, что в Испании обнаружили другого паразита рода Nosema – Nosema ceranae, который известен был с 1996 г., как паразит, свойственный обитающей в Азии пчеле Apis cerana. В 2004 г. китайские ученые обнаружили этого паразита и на медоносной пчеле Apis mellifera на Тайване. А в 2005 г. подобное же открытие сделали и ученые в Испании. Вскоре наличие N. ceranae отметили у себя ученые Германии и Франции. В испанский исследовательский центр начали приходить пробы пчел, подтверждающие подозрения о широком распространении этого паразита, повсеместно присутствующего на медоносных пчелах в Европе. В Испании и США отмечают, что N. ceranae все чаще замещает собой N. apis. Так в Испании в 2006 г. из 87 проб пчел в 82 отметили наличие N. ceranae, и только в 5 - N. apis.
Nosema ceranae в Польше
Ученые наших лабораторий, изучая пробы пчел из разных регионов страны, отмечали изменения в течении нозематоза. Это объясняет, что сильные проявления нозематоза в конце лета связаны именно с присутствием N. ceranae и использованием для подкормки пчел кормов оставшихся от осыпавшихся зимой семей. В текущем году первые 7 проб зимней осыпи пчел, у которых микроскопическими исследованиями были обнаружены споры Nosema, были отправлены в Испанию. Работающий там коллектив ученых под руководством доктора Higes’а с помощью теста, раскрывающего генетический материал паразита, определил в пробах присутствие N. ceranae. В трех пробах отмечено также и присутствие N. apis. Это говорит о том, что N. ceranae присутствует на наших пасеках и быстро распространяется по стране. И выглядит это так, как и в Испании и США: N. ceranae везде замещает собой N. apis.
Что делать?
В то время как европейская пчеловодная общественность была обеспокоена ожиданием интервенции клеща Tropilaelaps clareae или малого ульевого жука Aethina tumida, враг подкрался тихо, незаметно и совсем неожиданно. Неизвестно, как давно он попал в Европу, но предполагается, что в Испании он появился в 2001-2002 гг., а в семьях медоносной пчелы он появился десяток лет назад.
Поступают сообщения, что испанцы пытались вернуться к использованию фумагиллина для борьбы с паразитом N. ceranae, но это вызвало протест остальных стран-членов ЕС, поскольку антибиотики, в т.ч. и фумагиллин, не допускаются для лечения пчел в странах ЕС. Кроме того, по мнению большинства европейских ученых, борьбу с нозематозом следует вести санитарно-гигиеническими способами. В пользу этого, например, говорит тот факт, что на трех польских пасеках, где были взяты пробы пчел, имеющих на себе споры N. ceranae, в течение последней зимы отмечена большая смертность пчелосемей, а на четвертой пасеке, где проводились санитарно-гигиенические мероприятия, такие случаи не отмечены. Следовательно, таким процедурам следует уделять больше внимания. Способы обращения с семьями, больными нозематозом, описаны в специальной литературе по болезням пчел.
Grażyna Topolska, Sylwia Kasprzak
Pszczelarstwo № 7/07
Пер. с польск. В. Ефимов