Пчеловодством в Республике Марий Эл занимаются с древнейших времен. 140 лет тому назад (1868 г.) в газете «Казанские губернские ведомости» (в то время территория современной Республики Марий Эл относилась к Казанской губернии) стали появляться заметки и статьи на исторические, экономические темы, в том числе и по пчеловодству. Отмечалось преобладание бортевого пчеловодства. В 1908 г. в Казанской губернии насчитывалось 6823 пасеки и 131 803 пчелиные семьи, в том числе колод — 96 342, рамочных — 28 426 и линейных — 7035.
Согласно данным Н.М.Кулагина, И.Афанасьева (1900 г.), по размерам тарзального индекса, длины хоботка, окраске хитинового покрова рабочие пчелы на территории Казанской губернии относились к среднерусской породе (ж-л «Пчела», издание Екатеринославского Общества Пчеловодства, 1900 г.).
В 1967 г. колхозы и совхозы республики произвели 500 т товарного меда, или 170% планового задания. На каждую пчелиную семью получили более 18 кг товарного меда. Число их в колхозах, совхозах и других хозяйствах в течение 1967 г. возросло с 28,1 до 30,3 тыс. Государственный план закупок меда республика выполнила на 115%.
Коллегия Министерства сельского хозяйства РСФСР и Президиум ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок, рассмотрев итоги социалистического соревнования автономных республик, краев и областей за достижение лучших показателей в развитии пчеловодства в 1967 г., признали Марийскую АССР победителем. Республике вручили переходящее Красное знамя и денежную премию. Рекордные показатели среднерусской породы в 1967 г. отмечены на пасеке колхоза «Новый путь» Моркинского района, где от каждой из 140 семей получили по 82 кг меда и 1,4 кг воска.
С тех пор породный состав медоносных пчел в республике значительно изменился вследствие завоза семей южных пород. По данным Марийской республиканской конторы пчеловодства, наибольшее их число поступило в 1969 г.
Для определения современного генофонда мы изучали популяции пчел на территории Республики Марий Эл.
В результате обследования установили, что на многих пасеках пчелы имеют желтизну в окраске наружного покрова, линейные размеры экстерьерных признаков, не свойственные среднерусской породе (табл.).
Данные таблицы показывают, что пчелы в разных районах различаются по основным морфологическим признакам. На пасеках шести районов из одиннадцати пчелы с желтизной на тергите; более половины семей (55%) имеют признаки метизации пчелами южных пород; встречаются доказательства влияния карпатской, украинской степной и других пород. Тем не менее 40–45% пчел в республике имеют признаки, характерные для среднерусской породы.
Более наглядно межпопуляционные соотношения представлены на двумерном графике (рис.). По частотам соотношения «длина хоботка — кубитальный индекс» просматривается определенное разделение популяции на четыре группы. К первой относятся популяции районов 3, 4, 5, 8, 10 (Куженерский, Параньгинский, Мари-Турекский, Моркинский и Сернурский): пчелы отличаются самыми короткими хоботками, размеры соответствуют общепринятому стандарту для среднерусской породы.
По мере увеличения длины хоботка и уменьшения кубитального индекса и ширины 3-го тергита располагаются последовательно более или менее обособленные группировки 2, 3, 4, включающие районы 1, 2, 6, 7, 9, 11 (Медведевский, Советский, Звениговский, Волжский, Оршанский и Горномарийский). Показатели пчел этих районов выходят за пределы стандарта среднерусской породы, и популяции несут в себе признаки метизации южными породами.
В последние десятилетия в Республику Марий Эл завозят для разведения и использования пчелиные семьи и маток разных пород. В результате длительной неконтролируемой метизации в некоторых районах почти не осталось чистопородных местных пчел. Считаясь местными, они являются не чем иным, как межпородными помесями неизвестных поколений, не представляющими ни хозяйственной, ни тем более племенной ценности.
Планом породного районирования для республики определена среднерусская пчела. Несмотря на успехи современной генетики, наши представления о путях селекционной работы в пчеловодстве не всегда приводят к желаемым результатам при их практическом осуществлении.
До последнего времени довольно широкое распространение имело представление о том, что повышение продуктивности семей возможно только на основе скрещивания пчел разных пород. Племенной работе с чистопородными пчелами на промышленных пасеках уделялось очень мало внимания, что не могло не сказаться на их сохранности.
В районах Моркинский и Мари-Турекский пчелы имеют самые короткие хоботки — 6,22–6,23 мм и довольно высокий кубитальный индекс — 61,53–61,63%. Отход семей за зимовку в среднем за 5 лет составляет 2,7–3,5%. В районах Волжский, Звениговский, Медведевский и Горномарийский отмечена б ўольшая степень метизации, и отход семей здесь составляет от 5,9 до 27% в среднем за 5 лет, а в отдельные годы потери достигают 43%.
Таким образом, в районах, где у пчел отмечена желтизна на тергитах, зимостойкость семей, как правило, слабая и большой отход за зиму.
От устаревших технологий пчеловождения надо отказываться и только на основе деловой предприимчивости и бережного отношения к природе, с учетом биологии пчелы можно сохранить и возродить былую славу среднерусской медоносной породы в Марийском крае.
С.Г.МАКАРОВ
Республика Марий Эл