Юридическая консультация

Вы можете заказать журналы в редакции:

по тел. 8-495-797-89-29;

е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ

или оставить ЗАЯВКУ НА САЙТЕ

Подписаться на журнал «Пчеловодство»

на почте

по каталогу «Газеты. Журналы»

 агентства «РОСПЕЧАТЬ»

ИНДЕКС — 70739 (полгода), 71729 (на год).

Подписаться для стран
дальнего и ближнего зарубежья
можно на сайте

«МК-ПЕРИОДИКА»

http://www.periodicals.ru

Подписка
Пятница декабря 09, 2016
Russian English French German Italian

природаВ Австралии фермеры составляют 6,4% от общего числа пчеловодов, но владеют 40,5% пчелиных семей, производящих 64,4% товарного меда. В США пчеловодов-профессионалов насчитывается около 1,5 тыс. Это всего около 1% от общего числа пчеловодов-любителей, но они производят до 50% меда в стране, отмечают В.И.Лебедев и Л.В.Прокофьева (ж-л «Пчеловодство», №8, 9; 2005). По сообщению Н.Н.Смирнова, в 2004 г. в России собрали 50 тыс. т меда, среднедушевое его потребление в стране — 1 г на человека в день. При этом Китай производит 100 тыс. т меда и продает его Европе по 1,3 евро за 1 кг, а среднеазиатские государства предлагают мед на месте по 25 руб. за 1 кг. Если отмахнуться от проблемы организации эффективной торговли медом, то после вступления России в ВТО цены могут просто убить отечественное пчеловодство (ж-л «Пчеловодство» №7, 2005). На Международной конференции «Пчеловодство — XXI век. Пчеловодство, апитерапия и качество жизни», проходившей в Москве в мае 2010 г., директор ГНУ «НИИ пчеловодства» Н.И.Кривцов в докладе, посвященном современному состоянию пчеловодства России и перспективам его развития, отметил, что ежегодно в нашей стране производится около 50 тыс. т меда.

Приведенные сведения не могут оставить равнодушным никого, кто заинтересован в развитии отечественного пчеловодства. Разве можно спокойно воспринимать данные о том, что с 2004 г. производство меда в нашей стране не увеличилось? Получается, что в настоящее время с учетом некоторого роста населения и снижения смертности на каждого жителя приходится менее 1 г меда в день. Россия находится на пути в ВТО, а это для отечественных пчеловодов не сулит ничего хорошего.

Кто у нас основной поставщик меда? Отвечу на этот вопрос. В 2006 г. в стране прошла сельскохозяйственная перепись, по итогам которой было установлено, что всего в России имеется 3 727 800 семей пчел. Из них на сельхозпредприятиях — 180 тыс. (чуть менее 1%), в фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей — 57 тыс. (чуть более 1,5%), в некоммерческих организациях — 30 тыс. (0,8%), в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан — З 461 000 семей пчел (чуть более 92%).

Подсобные хозяйства граждан, как правило, находятся в селах, деревнях, поселках городского типа, небольших городах и даже на окраинах средних по численности населения городов. Некоммерческие организации — это садоводческие и дачные некоммерческие объединения граждан.

Отсутствие прогресса в развитии пчеловодства в нашей стране за последние годы может отрицательно сказаться и на здоровье населения. Как бы далеко не шагнула вперед медицина, но заменить натуральный мед и другие продукты пчеловодства для профилактики многих болезней, особенно среди детей, она не сможет.

В настоящей статье мне хочется остановиться только на некоторых вопросах правового обеспечения развития пчеловодства в России. Уместно вспомнить, что в разгар Гражданской войны 11 апреля 1919 г. Совет народных комиссаров принял постановление «Об охране пчеловодства», тем самым признал особую важность этой отрасли для государства. Еще раньше, менее чем через три месяца после Октябрьской революции, в Декрете о социализации земли ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 27 января 1918 г. отмечалось, что в задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной советской власти кроме других перечисленных задач ставится и такая, как развитие пчеловодства. В последующие годы становлению отрасли со стороны законодательной и исполнительной власти СССР и союзных республик уделялось постоянное внимание, что находило отражение в принимаемых нормативных правовых актах (см. ж-л «Пчеловодство» № 8, 2006).

В последние годы на федеральном уровне приняты только два закона, имеющие прямое отношение к пчеловодству: Лесной кодекс РФ (в редакции 2007 г.) и «О личном подсобном хозяйстве» №112-ФЗ от 7 июля 2003 г. Лесной кодекс РФ, которому Президентом РФ Д.А.Медведевым дана отрицательная оценка, предусматривает использование лесов гражданами для пчеловодства, но при этом лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование только тем, кто занимается пчеловодством для личных нужд. Другие субъекты хозяйственной деятельности, в том числе фермеры и индивидуальные предприниматели, должны платить за аренду лесных участков. Напомню, число семей пчел у них ничтожно мало — 57 тыс. на всю Россию. Вырученная арендная плата тоже незначительная, а это уже препятствие для развития пчеловодства (с учетом такого негативного фактора, как коррупция, указанное препятствие значительно возрастает). В некоторых регионах кочевые пасеки летом можно разместить только в лесу. Какой доход, например, индивидуальный предприниматель получит от пчеловодства в текущем году, заранее определить трудно. Достаточно вспомнить лето 2010 г., и чем его сюрпризы обернулись для хозяев пасек. Но арендную плату они уже уплатили! Подобное препятствие в развитии пчеловодства, а также фермерства и индивидуального предпринимательства должно быть устранено путем внесения соответствующих изменений в Лесной кодекс РФ.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» на первый взгляд способствует развитию пчеловодства, что подтверждают и данные о числе семей пчел в личных подсобных хозяйствах. Но в последнее время в практике его применения возникает все больше негативных примеров. Пчеловоды-любители, располагая свои пасеки на приусадебных участках, встречают сопротивление со стороны соседей: нередко из-за их неуживчивого характера, зависти, желания получить деньги, что граничит с вымогательством. Немало примеров, когда соседи пчеловодов используют принадлежащие им земельные участки и дома, расположенные в сельской местности, в качестве дачи, приезжают туда только на выходные дни и устраивают шумные пикники. В такой обстановке их иногда жалят пчелы, причем неизвестно с чьей пасеки. Стоит таким соседям обратиться с исковым заявлением в суд, как его решением пчеловода тут же обязывают убрать пасеку. При этом суд даже не выясняет, соблюдаются ли существующие правила содержания пчел (см. ж-л «Пчеловодство», №7, 2008; №2, 2010). Суды в подобных случаях руководствуются статьей 304 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой собственник (например, сосед) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Аналогичным способом действуют суды и при разрешении споров по содержанию семей пчел в дачных и садоводческих некоммерческих объединениях. Такая практика не способствует развитию пчеловодства. Верховному Суду РФ давно необходимо обобщить практику разрешения подобных споров и дать судам рекомендации с учетом интересов не только скандалистов-соседей, но и пчеловодов. Правда, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. судам даны рекомендации по вопросу применения статьи 304 Гражданского кодекса РФ, но интересы пчеловодов этим защищены недостаточно.

Серьезные осложнения для хозяев пасек представляют обработки полей ядохимикатами. Нередко агрофирмы о них не предупреждают или делают это несвоевременно, отчего гибнет много пчел. Оформление подобных случаев по существующим ведомственным нормативным правовым актам представляет значительную сложность, в результате пчеловоды лишаются возможности возместить нанесенный ущерб за счет виновных лиц. Эти нормативные акты в значительной мере не отвечают современным требованиям.

Нельзя не затронуть еще одну проблему. Фермеры-пчеловоды или индивидуальные предприниматели берут в аренду участки земли, засевают их медоносами и во время цветения вывозят туда свои пасеки. Одновременно неподалеку размещают пасеки и другие пчеловоды. Местные органы самоуправления, которым дано право регулировать возникающие в подобных случаях конфликты, уклоняются от этого.

Перечислять накопившиеся вопросы, для разрешения которых требуется принятие нормативных правовых актов, можно и дальше. Попытка принять единый федеральный закон о пчеловодстве была предпринята Государственной Думой РФ в 1997 г. Тогда на рассмотрение депутатов был внесен и в 1998 г. принят законопроект о пчеловодстве, который одобрил Совет Федерации. Таким образом, высшая законодательная власть в стране пришла к единому мнению, что этот закон нужен. И хотя данный вариант законопроекта не одобрил Президент РФ Б.Н.Ельцин, но он тоже считал, что закон нужен, поэтому внес в него ряд предложений и замечаний, принятых Государственной Думой РФ и одобренных Советом Федерации. Однако при повторном рассмотрении мнение президента изменилось, и законопроект им подписан не был. Возвращая законопроект в Государственную Думу РФ, президент указал, что нормы гражданского и других отраслей права, содержащиеся в федеральных законах, могут применяться в области пчеловодства, поэтому регулирование соответствующих отношений отдельным федеральным законом представляется излишним. Некоторые отношения должны быть урегулированы правовыми актами более низкого уровня.

Действительно, отдельные правовые отношения в пчеловодстве регулируются ведомственными федеральными правовыми актами более низкого уровня. Однако простому пчеловоду затруднительно не только руководствоваться ими, но и найти их. Принимаемые в регионах законы о пчеловодстве не всегда грамотно проработаны с юридической точки зрения, регулируют не все возникающие правовые отношения, поэтому, как правило, суды ими при разрешении споров не руководствуются.

В 2009 г. был принят Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с этим возникает вопрос: неужели пчеловодство для нашей страны менее значимо, чем охота, и оно не заслуживает отдельного федерального закона? Ответ очевиден, поэтому Правительство РФ в тесном взаимодействии с Государственной Думой РФ должно вернуться к разработке и принятию федерального закона о пчеловодстве и законодательно обеспечить дальнейшее развитие отрасли.

Н.АCТАФЬЕВ,
почетный работник Прокуратуры РФ,
старший советник юстиции

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (495) 797-89-29

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

gipp2014

VKFacebookTwitterGoogle plus

Сейчас 239 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика