Мы, пчеловоды-любители, самоучки, дилетанты, иногда меньше, иногда больше. Это показывают донья наших ульев.
Пчелы развиваются равномерно вверх от дна. А пчеловоды нет. Нередко дно делают невысоким и закрытым, неотъемным, невозможным для чистки снизу. Таково правило «зябкого» пчеловода. Некоторые, до 30 см высотой, даже укомплектованы задвижками; есть и оконная форточка, и сетчатая задвижка. В таком случае прилетную доску можно приколотить, вставляются летковые заградители, или сетка здесь будет уместна.
Сзади делается открывающийся небольшой клапан с вертикальной решеткой, через который вставляется пленка-вкладыш для варроа или кормушка. Чтобы не было никакого «дикого» строительства внизу этого пространства, пчеловод должен, естественно, препятствовать «дикому» строительству в огромном подрамочном пространстве.
Начинающие пчеловоды часто делают в улье два дна, которые заменяются: высокое дно для конца лета и зимы, а низкое используется в остальное время года. Весной замена доньев и без того неизбежна, ведь старым пчелам нужно помочь убрать зимнюю осыпь.
Фактически каждая семья нуждается только лишь в одном дне. Оптимальным является деревянная рама с прикрепленной к ней сеткой из пищевой нержавейки (с ячейками 2-3 мм). В зависимости от величины поверхности решетки, надежней функционирует вентиляция и лучше проводить диагностику состояния семьи по мусору на вкладыше. К тому же это способствует уменьшению плесени в улье.
Контакт с подкладкой создают 2 бруска из твердого дерева или пластика с пазами. Незначительная поверхность прилегания не создает опасности коробления и заедания при быстром высыхании и при сырой погоде, что неприемлемо в крупном пчеловодстве; крашеные донья пребывают в хорошем состоянии до 15 лет. К тому же находит применение передвижная переходная обвязка, когда донья лежат не полностью.
На передней стенке дна имеется большой леток, в который молодым семьям для сокращения вставляется пенопластовый вкладыш и закрепляется все 5-ю канцелярскими кнопками, а так же заградитель от мышей. Подготовка улья к зиме закончена. Внутри уместен небольшой подъем прилетной и донной доски; дверца и задвижка не работают так же, как металлический засов или отдельно для леткового заградителя. Хотя летковые вкладыши в фабричном исполнении функционируют отлично, все же небольшая часть их может перекоситься от сырости или склеиться прополисом, и поэтому нуждаются в постоянном присмотре. Пчеловод получает комплексную конструкцию, облегчающую ему работы при перестановке и очистке.
Сзади под дном можно полностью обойтись без клапана; туда проталкивается окантованная пластмассовая пленка с кромкой. Вы делаете по ней только «мусорную диагностику» и используете во время обработки муравьиной кислотой. В остальное время дно всегда открыто.
Это дно можно никогда не менять. Оно не нуждается в замене, так как «дикие постройки» – это не вопрос высоты дна, но ошибка в способе его эксплуатации. Внутренний размер решетки до самого фальца канта составляет 6 см. Этого достаточно, чтобы зимой даже под толстим слоем снега семьи получали достаточную циркуляцию воздуха против возможного запаривания и плесени. Кроме того, оно обеспечивает достаточное пространство для зимней осыпи в больших семьях, к тому же его легко можно просушить. Мертвых пчел весной можно удалить через большой леток. Они имеют достаточно места около сформированного клуба, а обширная сетка и большое подрамочное расстояние до дна позволяет спокойно перевозить их совсем без сетки, крыши с вентиляционной сеткой или специального тамбура для выкучивания пчел. Помимо этого, такое дно сильно упрощает уход за семьями и подстановку корпуса. Семьи, таким образом, сидят спокойно, благополучно оттягивают много маточников.
Хотя такое дно достаточно низко, но обеспечивает безопасность, если сетка от пчел всегда совершенно чистая и воздухопроницаемая. Также упрощается уборка зимней осыпи, и весеннее развитие семьи идет в хорошем темпе. Даже при большом количестве корпусов семья легко поддерживает контакт с летком и может легко его охранять.
Pia Aumeier
DBJ № 12/12
Пер. с немецк. В.Ефимов