Участники VII съезда Общероссийской общественной организации «Промышленные пчеловоды России» (Союз пчеловодов России — СППР), состоявшегося 25 января 2025 г., отметили следующее.
Несмотря на динамично развивающееся законодательство, регулирующее правоотношения в пчеловодстве, остаются следующие проблемы и юридические коллизии: ♦ массовое отравление пчел пестицидами; ♦ импорт пакетов пчел из Средней Азии; ♦ противодействие фальсифицированной продукции пчеловодства на потребительском рынке; ♦ маркирование и учет пчелиных семей; ♦ развитие племенного дела в пчеловодстве; ♦ развитие контрактного опыления; ♦ карантинирование и оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД); ♦ экспорт меда и других продуктов пчеловодства; ♦ стратегические вопросы государственного управления с развитием пчеловодства в Российской Федерации.
Пробелы правового регулирования по указанным вопросам не могут быть восполнены принятием нормативных актов субъектов Российской Федерации, потому что большинство из рассматриваемых предметов правового регулирования (гражданское законодательство; ветеринарное законодательство; разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств) относится к вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции, п. 2 ст. 2.1, ст. 3 Закона РФ «О ветеринарии»).
Учитывая изложенное, в соответствии с уставом СППР съезд решил следующее.
Декларировать официальную позицию СППР по актуальным вопросам пчеловодства. СППР считает принципиально важным донести до всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и органов публичной власти, что пчеловодство и растениеводство по своей сути не имеют конфликта интересов. Наоборот, при правильном управлении они могут и должны давать синергетический эффект для экономики страны.
Решение проблемы безопасного применения пестицидов не должно сводиться к оповещению населения об их применении, потому что предусмотренные подзаконными актами способы спасения пчел от отравления путем изоляции их в улье или перевозки в безопасное место в большинстве случаев либо невозможны, либо влекут нарушение прав граждан. Стратегической целью государственного управления сельским хозяйством должно стать внедрение в практику таких технологий и средств защиты растений, применение которых не было бы сопряжено с нанесением вреда пчелам, окружающей среде и здоровью людей.
Первоочередная задача правового регулирования — закрепление в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, случаи массовой внезапной гибели пчел. Установление такого индикатора позволило бы Россельхознадзору проводить проверки и возбуждать дела об административных правонарушениях без согласования с прокуратурой.
Снятие ограничений на импорт пакетов пчел из Узбекистана нецелесообразно. Это мешает реализации курса на импортозамещение, препятствует развитию отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, создает угрозы эпизоотической и продовольственной безопасности страны, сопряжено с нарушением норм национального и международного ветеринарного законодательства.
Кроме того, имеются необходимые и достаточные основания для ограничения на ввоз пчел из Узбекистана (ст. 14 Закона РФ «О ветеринарии») и установленные факты наличия карантинных и особо опасных заболеваний пчел, в том числе инфестации медоносных пчел в Узбекистане клещом Tropilaelaps mercedesae (Front. Ecol. Evol. 12:1275995. doi: 10.3389/fevo.2024.1275995).
СППР приветствует состоявшуюся в 2024 г. с участием АНО «Роскачество» кампанию по проверке качества меда в торговых сетях. Однако для более эффективного противодействия фальсифицированной продукции пчеловодства на потребительском рынке необходим государственный мониторинг качества и безопасности продукции пчеловодства, а также принятие сформулированных СППР поправок в Федеральный закон «О пчеловодстве в Российской Федерации» в части установления правил использования понятия «мед» и других названий, связанных с пчеловодством, в гражданском обороте.
Для достижения целей маркирования животных, декларированных в ст. 19.1 Закона РФ «О ветеринарии» (предотвращение распространения заразных болезней животных, выявление источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных), под группой животных, подлежащих маркированию, применительно к пчелам целесообразно считать группу пчелиных семей, находящихся на одной пасеке под управлением одного владельца. Такое толкование понятия «группа» соответствовало бы биологии вида Apis mellifera и понятию эпизоотическая единица, установленному Кодексом здоровья наземных животных МЭБ. Решение иных задач, таких как прослеживаемость продукции и учет с целью налогообложения, может быть обеспечено путем внесения в ФГИС информации из ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или выписки из похозяйственной книги.
С целью развития племенного дела необходимо внести породу карника не только в список пород, но и в реестр племенных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, по ускоренной процедуре — путем признания иностранного селекционного достижения.
В целях выполнения поставленной Президентом РФ задачи: увеличить к 2030 г. объем производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с 2021 г. (Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»), — необходимо задействовать ресурс контрактного опыления.
СППР выступает против принятия проекта федерального закона №782661-8 (о возможности оповещения населения за 24 ч до применения пестицидов) во внесенной редакции, поскольку он противоречит приказам Минсельхоза России от 13.12.2022 г. №862 и от 14.12.2015 №634 в части сроков оформления транспортных ВСД. Кроме того, формулировки, содержащиеся в редакции, внесенной в Госдуму, оставляют возможность для злоупотребления правом со стороны лиц, применяющих пестициды. Соответственно предлагаемый порядок оповещения создает угрозу нарушения прав граждан.
СППР считает упущением, подлежащим скорейшему исправлению, отсутствие в документах стратегического планирования и федеральных программах сформулированных целей и задач по развитию пчеловодства в Российской Федерации.
Поручить Совету, председателю и территориальным отделениям СППР. Продолжить работу по выполнению уставных целей, уделив особое внимание следующим направлениям:
⇒ участие в пределах своей компетенции в подготовке законодательных инициатив, направленных на совершенствование законодательства о пчеловодстве;
⇒ консультирование пчеловодов по вопросам правоприменения законодательства;
⇒ активное взаимодействие с органами публичной власти всех уровней при рассмотрении вопросов, связанных с пчеловодством;
⇒ взаимодействие с другими общественными организациями пчеловодов и федеральными научными центрами в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур, качества и количества получаемых семян отечественной селекции, развитие российского производства плодовых и ягодных культур за счет использования пчел для их опыления;
⇒ импортозамещение племенного материала (импортируемых пчелиных маток и пакетов пчел) за счет создания сети отечественных племенных пчеловодческих хозяйств;
⇒ совершение действий, направленных на включение пород пчел, используемых в отечественном промышленном пчеловодстве, в перечень племенных достижений, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации;
⇒ сбор и распространение среди аграриев научных данных о влиянии опыления на урожайность сельскохозяйственных культур;
⇒ взаимодействие со СМИ с целью донесения позиции СППР до широкого круга лиц и своевременной реакции на информационные поводы;
⇒ формирование общественного мнения о необходимости запрета на применение на энтомофильных культурах в период их цветения пестицидов 1-го и 2-го класса опасности для пчел (с замещением их биопестицидами и энтомофагами);
⇒ наращивание потенциала для крупнотоварных экспортных поставок меда за счет развития сети региональных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов;
⇒ содействие продвижению российских продуктов пчеловодства гарантированного качества на внешнем и внутреннем потребительских рынках;
⇒ рассмотрение вопроса о заключении контрактов на поставки меда в государственные учреждения образования, армию и флот, а также в государственный резерв;
⇒ пропаганда среди населения здорового питания с обязательным включением в рацион продуктов пчеловодства, в том числе путем проведения региональных, федеральных и международных конкурсов меда;
⇒ сбор и отправка меда в качестве гуманитарной помощи в армейские подразделения, участвующие в специальной военной операции.
О.В. ЗБАНАЦКИЙ,
член ООО «Промышленные пчеловоды России»,
канд. биол. наук, юрист;
А.И. КУДАШЕВ,
председатель
ООО «Промышленные пчеловоды России»;
Е.Н. РОДЧЕНКО,
секретарь заседания съезда
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ

Надежный способ подсадки…
янв 13, 2016
Регенерация нервов крыс под влиянием пче…
мая 17, 2019
Ящик с защитой от света для транспортиро…
нояб 30, 2017
Лазерная интерференционная микроскопия п…
нояб 26, 2022
Об осенней подкормке
нояб 29, 2021
Из опыта В.П.Цебро
апр 27, 2015
Что такое пчелиная семья?…
апр 23, 2017
Азиатский шершень – новый вредитель пчел…
мая 15, 2014
Термостат для приготовления инвертирован…
дек 1, 2017
Роение пчел (иной взгляд)…
дек 20, 2022
Медоносная ценность дикорастущего разнот…
июль 22, 2020
Новые технологии дезинфекции и лечения б…
март 24, 2016
Весенний обогрев пчел
апр 17, 2016
Подсиливание или объединение безматочных…
нояб 27, 2017