Участники VII съезда Общероссийской общественной организации «Промышленные пчеловоды России» (Союз пчеловодов России — СППР), состоявшегося 25 января 2025 г., отметили следующее.
Несмотря на динамично развивающееся законодательство, регулирующее правоотношения в пчеловодстве, остаются следующие проблемы и юридические коллизии: ♦ массовое отравление пчел пестицидами; ♦ импорт пакетов пчел из Средней Азии; ♦ противодействие фальсифицированной продукции пчеловодства на потребительском рынке; ♦ маркирование и учет пчелиных семей; ♦ развитие племенного дела в пчеловодстве; ♦ развитие контрактного опыления; ♦ карантинирование и оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД); ♦ экспорт меда и других продуктов пчеловодства; ♦ стратегические вопросы государственного управления с развитием пчеловодства в Российской Федерации.
Пробелы правового регулирования по указанным вопросам не могут быть восполнены принятием нормативных актов субъектов Российской Федерации, потому что большинство из рассматриваемых предметов правового регулирования (гражданское законодательство; ветеринарное законодательство; разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств) относится к вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции, п. 2 ст. 2.1, ст. 3 Закона РФ «О ветеринарии»).
Учитывая изложенное, в соответствии с уставом СППР съезд решил следующее.
Декларировать официальную позицию СППР по актуальным вопросам пчеловодства. СППР считает принципиально важным донести до всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и органов публичной власти, что пчеловодство и растениеводство по своей сути не имеют конфликта интересов. Наоборот, при правильном управлении они могут и должны давать синергетический эффект для экономики страны.
Решение проблемы безопасного применения пестицидов не должно сводиться к оповещению населения об их применении, потому что предусмотренные подзаконными актами способы спасения пчел от отравления путем изоляции их в улье или перевозки в безопасное место в большинстве случаев либо невозможны, либо влекут нарушение прав граждан. Стратегической целью государственного управления сельским хозяйством должно стать внедрение в практику таких технологий и средств защиты растений, применение которых не было бы сопряжено с нанесением вреда пчелам, окружающей среде и здоровью людей.
Первоочередная задача правового регулирования — закрепление в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, случаи массовой внезапной гибели пчел. Установление такого индикатора позволило бы Россельхознадзору проводить проверки и возбуждать дела об административных правонарушениях без согласования с прокуратурой.
Снятие ограничений на импорт пакетов пчел из Узбекистана нецелесообразно. Это мешает реализации курса на импортозамещение, препятствует развитию отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, создает угрозы эпизоотической и продовольственной безопасности страны, сопряжено с нарушением норм национального и международного ветеринарного законодательства.
Кроме того, имеются необходимые и достаточные основания для ограничения на ввоз пчел из Узбекистана (ст. 14 Закона РФ «О ветеринарии») и установленные факты наличия карантинных и особо опасных заболеваний пчел, в том числе инфестации медоносных пчел в Узбекистане клещом Tropilaelaps mercedesae (Front. Ecol. Evol. 12:1275995. doi: 10.3389/fevo.2024.1275995).
СППР приветствует состоявшуюся в 2024 г. с участием АНО «Роскачество» кампанию по проверке качества меда в торговых сетях. Однако для более эффективного противодействия фальсифицированной продукции пчеловодства на потребительском рынке необходим государственный мониторинг качества и безопасности продукции пчеловодства, а также принятие сформулированных СППР поправок в Федеральный закон «О пчеловодстве в Российской Федерации» в части установления правил использования понятия «мед» и других названий, связанных с пчеловодством, в гражданском обороте.
Для достижения целей маркирования животных, декларированных в ст. 19.1 Закона РФ «О ветеринарии» (предотвращение распространения заразных болезней животных, выявление источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных), под группой животных, подлежащих маркированию, применительно к пчелам целесообразно считать группу пчелиных семей, находящихся на одной пасеке под управлением одного владельца. Такое толкование понятия «группа» соответствовало бы биологии вида Apis mellifera и понятию эпизоотическая единица, установленному Кодексом здоровья наземных животных МЭБ. Решение иных задач, таких как прослеживаемость продукции и учет с целью налогообложения, может быть обеспечено путем внесения в ФГИС информации из ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или выписки из похозяйственной книги.
С целью развития племенного дела необходимо внести породу карника не только в список пород, но и в реестр племенных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, по ускоренной процедуре — путем признания иностранного селекционного достижения.
В целях выполнения поставленной Президентом РФ задачи: увеличить к 2030 г. объем производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с 2021 г. (Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»), — необходимо задействовать ресурс контрактного опыления.
СППР выступает против принятия проекта федерального закона №782661-8 (о возможности оповещения населения за 24 ч до применения пестицидов) во внесенной редакции, поскольку он противоречит приказам Минсельхоза России от 13.12.2022 г. №862 и от 14.12.2015 №634 в части сроков оформления транспортных ВСД. Кроме того, формулировки, содержащиеся в редакции, внесенной в Госдуму, оставляют возможность для злоупотребления правом со стороны лиц, применяющих пестициды. Соответственно предлагаемый порядок оповещения создает угрозу нарушения прав граждан.
СППР считает упущением, подлежащим скорейшему исправлению, отсутствие в документах стратегического планирования и федеральных программах сформулированных целей и задач по развитию пчеловодства в Российской Федерации.
Поручить Совету, председателю и территориальным отделениям СППР. Продолжить работу по выполнению уставных целей, уделив особое внимание следующим направлениям:
⇒ участие в пределах своей компетенции в подготовке законодательных инициатив, направленных на совершенствование законодательства о пчеловодстве;
⇒ консультирование пчеловодов по вопросам правоприменения законодательства;
⇒ активное взаимодействие с органами публичной власти всех уровней при рассмотрении вопросов, связанных с пчеловодством;
⇒ взаимодействие с другими общественными организациями пчеловодов и федеральными научными центрами в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур, качества и количества получаемых семян отечественной селекции, развитие российского производства плодовых и ягодных культур за счет использования пчел для их опыления;
⇒ импортозамещение племенного материала (импортируемых пчелиных маток и пакетов пчел) за счет создания сети отечественных племенных пчеловодческих хозяйств;
⇒ совершение действий, направленных на включение пород пчел, используемых в отечественном промышленном пчеловодстве, в перечень племенных достижений, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации;
⇒ сбор и распространение среди аграриев научных данных о влиянии опыления на урожайность сельскохозяйственных культур;
⇒ взаимодействие со СМИ с целью донесения позиции СППР до широкого круга лиц и своевременной реакции на информационные поводы;
⇒ формирование общественного мнения о необходимости запрета на применение на энтомофильных культурах в период их цветения пестицидов 1-го и 2-го класса опасности для пчел (с замещением их биопестицидами и энтомофагами);
⇒ наращивание потенциала для крупнотоварных экспортных поставок меда за счет развития сети региональных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов;
⇒ содействие продвижению российских продуктов пчеловодства гарантированного качества на внешнем и внутреннем потребительских рынках;
⇒ рассмотрение вопроса о заключении контрактов на поставки меда в государственные учреждения образования, армию и флот, а также в государственный резерв;
⇒ пропаганда среди населения здорового питания с обязательным включением в рацион продуктов пчеловодства, в том числе путем проведения региональных, федеральных и международных конкурсов меда;
⇒ сбор и отправка меда в качестве гуманитарной помощи в армейские подразделения, участвующие в специальной военной операции.
О.В. ЗБАНАЦКИЙ,
член ООО «Промышленные пчеловоды России»,
канд. биол. наук, юрист;
А.И. КУДАШЕВ,
председатель
ООО «Промышленные пчеловоды России»;
Е.Н. РОДЧЕНКО,
секретарь заседания съезда
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ

Медоносы широколиственных лесов …
апр 1, 2021
Болезни излечивает не только мед с манук…
март 22, 2017
Выведение из роевого состояния…
дек 10, 2015
Возобновление липы в лесах Дальнего Вост…
дек 7, 2022
Лечение пчел. Препараты растительного пр…
июнь 1, 2021
Отрасль была восстановлена…
мая 11, 2022
Органическое пчеловодство и органический…
авг 21, 2016
Производство воска
июнь 4, 2014
Положительная роль стимулирующих подкорм…
нояб 27, 2015
Матрица Карягина
июль 4, 2017
Состав пыльцы в медах Красноярского края…
нояб 13, 2022
Флороспециализация пчелиных Вятских Увал…
дек 14, 2016
Календарь работ В.П.Цебро (4)…
фев 12, 2015
Да не ужалит вас пчела…
фев 3, 2016