Минувшим летом в одном отводке, сформированном за две недели до этого, при осмотре не нашел молодую матку. Решил, что она пропала во время облета. Отводок был небольшим, поэтому поступил просто: улей убрал, а пчел вытряхнул, полагая, что они разлетятся по другим семьям.
Пчелы, однако, не разлетелись, а привились на крыше соседнего улья и провисели гроздью два дня.
На третий день понял, что совершил ошибку, видимо, матка все же была. Начал ее искать, осторожно раздвигая пчел.
Потревоженные крылатые труженицы зашумели и задвигались, на несколько секунд показалась матка. Успел заметить, что из миниатюрной «девушки» она превратилась в солидную «даму». Поставил улей на место, вернул соты. Пчел аккуратно смел щеткой на прилетную доску.
Через сутки снова осмотрел улей. На первой же рамке обнаружил облетевшуюся матку. Но у нее не было одной передней ножки!
Уже мельком просматривая остальные рамки, обнаружил вторую матку. Молодую, необлетевшуюся. Вела она себя спокойно, пчелы по отношению к ней были настроены миролюбиво. И у меня быстро созрело решение: матку-инвалида изъять из улья, молодую – оставить. Облетелась она в течение недели и начала откладывать яйца. Семейку подсилил запечатанным расплодом, и в зиму она пошла на пяти рамках.
Однако остались вопросы: откуда появилась молодая матка и почему ее не убили пчелы?
Наиболее вероятной мне кажется следующая версия: изгнанная из родной семьи матка искала себе пристанище. Рой, привившийся на крыше улья, привлек ее и принял без проблем. Вспомним, как часто с роевыми пчелами выходит не одна, а несколько маток. И пока рой не обзаведется собственным жилищем, им ничто не угрожает.
Похожим способом исправляю отрутневевшие семьи. Известно, как неохотно они принимают чужих маток.
Но если убрать все соты, а пчел на 1–3 дня оставить в пустом улье, они становятся «покладистее». Можно матку запустить через леток или посадить на возвращаемые рамки, результат все равно будет положительным.
С.М.ГОНЧАРОВ
Ростовская обл.