По данным Госкомстата России, производство водки в 1992 г. составило 150,5 млн дал, а в 1996 г. — 69,1 млн дал, при этом снизился спрос и на этиловый спирт из пищевого сырья.
Астрономические масштабы потери рынка за очень короткое время были обусловлены следующими основными причинами:
- крупномасштабные поставки в нашу страну импортной, в том числе низкокачественной, алкогольной продукции вследствие открытия границ;
- получение лицензий на производство за рубежом фирменных отечественных водок «Столичная», «Московская», «Пшеничная» и др., отличающихся низким качеством, и вследствие этого подрыв престижа отечественной алкогольной продукции на мировом рынке;
- производство и реализация на рынке фальсифицированной, не облагаемой акцизным налогом алкогольной продукции;
- неконкурентоспособность отечественной алкогольной продукции из-за внешнего оформления по сравнению с импортной продукцией и по ценовому показателю по сравнению с теневой алкогольной продукцией.
Аналогичная ситуация наблюдается и в винодельческой отрасли. Суровая морозная зима 2006 г. усугубила положение, погибли многие виноградники на юге нашей страны. Следствие — невыполнение плана по развитию производства виноградных вин и коньяка по причине отсутствия сырьевой базы. Это приведет к очередной уступке на российском рынке производителю импортной алкогольной продукции, то есть следует ожидать очередного «вливания» импортной и низкокачественной.
В статье «Производство спирта из меда» (ж-л «Пчеловодство» № 1, 2006) рассмотрена технология получения медового спирта. В 2004 г. получен патент на изобретение №2240345 «Способ изготовления алкогольного медового напитка».
Применение нового сырья для изготовления на спиртовых заводах элитных алкогольных напитков особенно актуально в наше время.
Натуральный пчелиный мед, содержащий 74–75% гексоз (глюкоза и фруктоза) и 1–2% сахарозы, уже представляет собой осахаренную массу, готовую к брожению, а в дальнейшем к ректификации для получения спирта. Для его производства из меда можно использовать существенно упрощенную часть традиционной отечественной технологической линии выработки спирта из зерна. Такой процесс исключает его механико-тепловую обработку для получения крахмала, не требуется и осахаривание. Напомню, из 1 т меда теоретически можно выработать 48,58–49,96 дал спирта, а из 1 т зерна — 31,8–35,98 дал. На отечественном спиртовом заводе производительностью 1–2 тыс. дал в сутки потребность в меду теоретически составляет 20–40 т, а в пшенице — 28–56 т в сутки.
Трудности, связанные с реализацией меда, тормозят развитие отрасли. Организация промышленного производства спирта из этого продукта пчел позволит решить следующие задачи:
- получить алкогольную продукцию с изысканными органолептическими свойствами, не уступающую по качеству импортным коньякам и виски;
- не потерять отечественный рынок сбыта алкогольной продукции;
- исключить проблемы реализации меда, что приведет к стремлению пчеловодов увеличивать число пчелиных семей на пасеке и максимально наращивать валовой сбор меда;
- занять достойное место в реализации элитной алкогольной продукции на мировом рынке.
Наметившееся значительное расширение посевных площадей подсолнечника, гречихи и других медоносных растений обеспечит сырьем многие производства, в том числе и производство спирта из меда, и ускорит выполнение вышеперечисленных задач.
Увеличение выпуска алкогольных медовых напитков в России позволит высвободить этиловый спирт, получаемый из зерна, картофеля, сахарной свеклы, и организовать производство этанола для внутреннего потребления и экспорта в качестве автомобильного топлива. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Любое промедление в дальнейшем приведет к потере рынка и превращению нашей страны из экспортера в импортера топлива.
Е.К.КИЧИГИН,
профессор
г. Воронеж