Химическая защита растений, как более доступная и эффективная, остается основным методом среди других, применяемых в стране. По степени опасности для пчел пестициды делят на четыре класса: I класс — высокоопасные, при их использовании вылет пчел из улья должен быть прекращен на 96–120 ч; II — среднеопасные, при обработках которыми вылет пчел из улья ограничивают на 48–72 ч; III — малоопасные, вылет пчел из улья ограничивают на 24–48 ч; IV — практически неопасные, однако при обработке ими вылет пчел ограничивают на 12 ч в день использования пестицида.
Отсутствие или запоздалая информация о времени, месте и способе нанесения пестицидов на растения; использование заведомо опасных (по классификации) для пчел препаратов и препаратов, не числящихся в «Списке пестицидов и агрохимикатов», разрешенных к применению на территории РФ; авиации для обработки сельскохозяйственных угодий пестицидами, что усиливает снос последних, и другие факторы приводят к гибели семей пчел.
При нарушении регламента применения пестициды также вызывают гибель полезных насекомых. Большие убытки несут хозяйства от массовой потери летных особей, а иногда и целых пасек.
При отравлении пчел пестицидами возникает необходимость определения материального ущерба (далее — ущерба), который должен быть возмещен пчеловоду виновной стороной. Если стороны обоюдно не договорились о его возмещении, иск к виновным лицам предъявляется через суд.
Для определения ущерба используют данные о состоянии пчелиных семей на пасеке, руководствуясь записями в пчеловодном журнале, ГОСТом 20728–75 «Семьи пчелиные, цены на пчелиные семьи и продукты пчеловодства», ветсанпаспортом, при необходимости коэффициентами перевода продукции пчеловодства в условные единицы. При отсутствии ветсанпаспорта комиссия устанавливает соответствие пострадавших пчелиных семей ГОСТу 20728–75 на момент отравления и составляет акт комиссионного обследования (приложение 1). В комиссию входят ветеринарный врач, агроном по защите растений или агроном хозяйства, проводившего химическую обработку растений, пчеловод, представитель органа местной администрации. При невозможности участия всех названных представителей комиссия может быть признана правомочной при работе в ней ветврача, пчеловода и представителя органа местной администрации.
При определении ущерба от отравления пчел пестицидами учитывается степень поражения пчелиных семей. Если семья погибла полностью, а до этого ее состояние соответствовало ГОСТу 20728–75, то первая часть ущерба равна ее рыночной стоимости на данный момент, умноженной на число погибших семей. Вторая составляющая ущерба — стоимость недополученной от них продукции. Объем недополученной продукции (меда) зависит от срока наступления ущерба.
При гибели семей до наступления медосбора количество недополученного меда рассчитывают в полном объеме по их плановой продуктивности на общественной пасеке или среднестатистической величине достигнутого медосбора на соседних пасеках за последние 2–3 года. Если отравление наступило к концу или после окончания медосбора, корректируют по товарному меду на пасеке до гибели пчел. Оценку меда проводят по ценам реализации на момент наступившего события.
Пример 1. 25 мая на частной пасеке в средней полосе России погибли 15 семей от отравления пестицидами. Документально факт отравления подтвержден. Виновник гибели установлен. Комиссия определила, что все семьи соответствуют ГОСТу 20728–75. Рыночная цена одной семьи пчел в этот период — 2,5 тыс. руб. Величина ущерба равна 37 500 руб. (2,5 тыс. руб. х 15 семей).
Ввиду того, что пчелы отравлены до наступления главного медосбора, определяется и ущерб от недополученной продукции. Согласно справке территориального агентства по пчеловодству в районе, где погибли пчелы, на соседних пасеках за последние 2–3 года сбор товарного меда на одну семью достигал 19 кг. Таким образом, пчеловод понес потери в размере 285 кг меда. Учитывая, что среднерыночная цена 1 кг меда равна 95 руб., ущерб от недобора продукции достигает 27075 руб. (95 руб. х 285 кг). Общая сумма ущерба от гибели пчелиных семей и недобора меда — 64 575 руб. (37 500руб. + 27 075 руб.).
Пример 2. В середине августа на юге Сибири на общественной пасеке, насчитывающей 75 семей, от пестицидов пострадали 30. Это выразилось в частичной гибели пчел и расплода в них. 7 семей ослабли на 50%, 12 — на 35% и 11 — на 25%. Основной медосбор закончился, мед частично до отравления был откачан. Поскольку поступление нектара в данное время оказалось незначительным, то пестицид в неоткачанном из гнезда меде не обнаружен. Ущерб в данном случае определяется в зависимости от степени ослабления пчелиных семей (табл.). Стоимость одной семьи на учетный период — 2 тыс. руб.
Таким образом, ущерб на данной пасеке в результате ослабления пчелиных семей из-за нарушения регламента применения пестицида составил 20 900 руб.
В пчелиных семьях, подвергшихся отравлению, необходимо заменять маток. Учитывая, что стоимость одной плодной матки — 200 руб., на их замену в 30 семьях потребуется 6000 руб. (200 руб. х 30). Общий материальный ущерб — 26 900 руб. (20 900 + 6000).
При определении ущерба от ослабления пчелиных семей в результате нерегламентируемых обработок сельхозугодий пестицидами часто применяют условные единицы перевода продукции пчеловодства в мед.
Поскольку условные единицы устанавливали, сопоставляя цены на продукты пчеловодства и мед в шестидесятые годы, то использование их сегодня нецелесообразно, так как приводит к существенным погрешностям в расчетах. Определять ущерб от отравления пчел пестицидами следует, руководствуясь процентом ослабления пчелиных семей.
Л.Ф.СОЛОВЬЕВА, Л.В.ПРОКОФЬЕВА
Научно-исследовательский институт пчеловодства