Стационарная пасека может быть «трудным» соседом для окрестных жителей или пешеходов. Хозяин пасеки не желает постоянно подвергаться осуждениям, и обычно готов сделать все, чтобы этого не было.
Пчеловод часто размещает пасеку в укромном месте. Поиски таких мест требуют много передвижений и усердия, не говоря уже о деньгах. Нередко готов годами терпеть неудобства, инвестируя в благоустройство территории, и через несколько лет вдруг оказывается, что место, где разместилась пасека, перестает быть укромным.
Соседи покупают участки и строят дома, заранее зная, что будут являться соседями пасеки, и она вдруг начинает создавать им неудобства и помехи, т.е. они оказываются в не слишком комфортной ситуации, нарушено их законное право на отдых. Иногда ужаленными оказываются дети, среди которых большой процент аллергиков.
В польских законах нет системных решений, защищающих интересы людей, связавших свою жизнь с пчеловодством, несмотря на то, что опыление является наиболее важным элементом природы. Заботу о наших интересах, казалось бы, должен обеспечивать Союз пчеловодов, членами которого мы являемся. Было бы полезно, чтобы его члены требовали от руководства этой организации отчетов, что сделано в этом направлении, или некоторые из депутатов поднимали бы вопрос об изменении законов в пользу пчеловодов. В существующем Гражданском Кодексе отсутствует конкретика, касающаяся пасек. Прецеденты, касающиеся заборов, более конкретны, но, однако, нужно помнить, что касаются только размещения пасек вблизи участков, а не размещения участков вблизи пасек, уже существующих там 20, 30 или даже 50 лет. В случае конфликтов соседских интересов, стороны часто ссылаются на прецеденты, вытекающие из недействующего в настоящее время закона от 1879 г. для мест, находившихся тогда под протекторатом Австрии. Рекомендации того закона говорят следующее:
Размещение ульев с пчелами на расстоянии от жилища менее 10 м и от проезжей дороги, чужого жилого дома, конюшни, подворья или приусадебного огорода разрешается в том случае, когда пчелы, вылетающие из улья, поднимаются сразу на 3 метра над этими местами, или если между ними и пасекой возведена каменная стена, густая стена кустов или иные подобные ограждения высотой 3 м.
Пчеловод – обычно человек спокойный, и охотно избегал бы подобного рода конфликтов – придумает, как устроить не только 3-4-метровые препятствия, заставляющие пчел взмывать вверх, чтобы им не пришла в голову мысль «вцепиться» соседям в волосы в уверенности, что защищают свое гнездо от медведя. Но вдобавок захочет, чтобы этот забор, пусть и «живой», в течение всего года защищал бы не только соседей от пчел, но и пчел от ветров, а также обеспечивал бы их нектаром и пыльцой и служил бы также эстетическим ублажением взгляда. К тому же, не хотелось бы лазать по такому забору, снимая рои, хотя, вероятнее всего, это все-таки придется делать.
Одним из лучше всего пригодных для «живой изгороди» кустов является бирючина обыкновенная (Ligustrum vulgare L.), имеющая высоту до 2-3 м, теневыносливая, хорошо переносящая стрижку, не требовательна к кислотности почвы. Но примесь нектара с ее цветов ухудшает вкусовые качества меда. Кроме того, советуем высаживать вокруг боярышники (Crataegus L.), которые также мирятся с полутенью, хорошо переносят стрижку, что позволяет получить почти непроходимую защиту от животных и от других млекопитающих, особенно если посадить сорта с колючками; к тому же они очень декоративны как в пору цветения (особенно боярышник колючий (C. laevigata), имеющий ярко-красные махровые цветки, шиповник (Rosa rugosa “Alba” и “Rubra”, с белыми или с пурпурными цветками, терн (Prunus spinosa L.)), так и осенью, усыпанные красными и оранжевыми ягодами.
Можете взять что-нибудь с шипами: снятие роев с таких деревьев не очень обременительно, разве что кроме гледичии, шипы которой очень длинные и острые.
Елки и можжевельники довольно регулярно дают падь, быстро растут и не предъявляют особых требований к качеству почв. Однако деревья эти достигают внушительных размеров, поэтому их приходится обрезать сверху, что лишает забор какой-либо привлекательности, даже, наоборот, придает ему некоторую таежную угрюмость. Круглогодичный барьер от ветра обеспечивает туя. Но пчелы с нее не имеют никакого взятка, а хотелось бы сочетать полезное с приятным.
Нам трудно будет получить высокие кусты, сразу обеспечивающие ровную и густую преграду. Поэтому следует ориентироваться на то, что живую изгородь будем создавать не менее чем из двух видов растений. Некоторые кусты и низкие деревья требуют многих лет, чтобы достигнуть достаточной высоты 4 м. Поэтому можно временно посадить березы, характеризующиеся разнообразим видов. Два ряда с саженцами, купленными в лесничестве или садово-парковом хозяйстве, или молодые сеянцы, выкопанные из неудобий, быстро создадут плотную защиту и при случае обеспечат под их пологом быстрый рост медоносных кустов основных видов. Пчел получают с берез прополис, следовательно, наличие нескольких таких деревьев в окрестности пасеки является желательным. Молодые деревья до 10 лет можно спилить без разрешения, следовательно, учитывая динамику роста берез при случае обрезки временного барьера можно получить много дров для камина.
Если в окрестности пасеки нет пыльценосных растений, дающих пыльцу ранней весной, нужно подумать о ивах. Однако следует избегать видов, достигающих больших размеров, так как их обрезка будет трудоемким занятием с точки зрения динамики, с какой они отрастают. С внутренней (более высокой) стороны зеленого барьера, защищающего пасеку, можно посадить виды невысоких кленов – например, полевой клен (Acer campestre), клен Гиннала (Acer ginnala), или клен татарский (A. tatarikum), а также клен округлолистый (A. circinatum), клен пальмолистый (A. palmatum), клен Ширасавы (A. shirosawanum) вперемешку с несколько более низкорослыми видами: ирга черная, суходрев. Очень привлекательны для пчел Ilex verticullata L. – кусты, достигающие 5 м высоты. Но приобретение саженцев этого растения – дело довольно хлопотное, хотя размножать его легко вегетативными способами, следовательно, можно надеяться, что ситуация вскоре улучшится, тем более, что вид этот имеет хорошие декоративные качества, в виде плодов, украшающих кусты после опадения листьев. Если почва воздухо- и влагопропускающая и не слишком щелочная, можем попытаться посадить очень привлекательные растения родом из Северной Америки. Я имею в виду некоторые виды снежноягодников (Symphoricarpas).Это высокие кусты (до 6 м), размножение которых – дело довольно трудное. Они морозоустойчивы и исключительно красиво цветут. Если хорошо постараться, то их можно купить в некоторых питомниках садово-паркового хозяйства. Сейчас в питомниках можно найти много чего, но в большинстве своем эти саженцы – продукт штучный, «ручная работа» (хотя и поставленная на поток) всевозможных, далеко не юных, мичуринцев и селекционеров – любителей всякого рода прививок и скрещиваний.
С наружной стороны «живого забора» стенку могут образовывать кусты с густыми ветками, обладающие обильным и красивым цветением. Кусты эти сажают на место вырубленных берез, когда в их тени вырастут клены или другие высокие кусты, достигшие не менее 2 м высоты. Кусты, сажаемые на месте берез, должны быть несколько подросшими. С эстетической точки зрения наружная часть – низкая и лучше солнечная часть «живой изгороди» – должна быть из одного вида. К интенсивно цветущим кустам относится яблоня обильно-цветущая (Malus floribunda), но она – довольно крупное дерево (до 8 м высотой), поэтому лучше найти яблоню Саргента (Malus sargenti); она достигает двух метров высоты. К сожалению, приобретение саженцев по разумным ценам в настоящее время почти нереально. Самым благоразумным будет выращивание растений из семян. Для менее амбициозных подойдут дейция изящная (Deutzia scarba или D. gracilis), пузыреплодник калинолистный (Physocarpus opulifolius), красиво цветущие спиреи (Spiraea ) или чубушники (Phylodelphus); но чубушники, хотя и выносят обрезку, но свободолюбивы, поэтому их лучше высаживать на углах, где больше света и свободы. С приобретением саженцев этих кустов не должно быть проблем, к тому же они легко размножаются укоренением пробегов. Наиболее привлекательная, с пчеловодной точки зрения, аморфа не совсем подходит для живой изгороди из-за малой густоты веток.
Для высокой и более затененной части изгороди можно высадить дикий виноград (Parthenocissus tricuspidata) – один из ценнейших медоносов. Происходит он из Азии. Лучше растет в затененных местах, взбираясь по стенам или другим подпоркам. Можно рискнуть посадить его между деревьями. Значительно менее привлекательным для пчел является выходец из Северной Америки, другой вид дикого винограда, – так называемый, виноград девичий (пятилисточковый) (Parthenocissus quinquefolia).
Описанное озеленение выполняет много полезных функций в природе, так как обеспечивает места для гнездования птицам и мелким животным, защищает от ветров, которые приносят все больше ущерба. Владельцы небольших участков – не латифундисты – наверняка не могут себе позволить подобного рода насаждения, так как они все-таки отнимают много места от их и без того скудных наделов. Поэтому кусты можно сажать в один ряд и подстригать, чтобы они не росли слишком быстро и широко. Хорошо в роли барьеров, защищающих пасеки, соорудить деревянные перголы высотой до 2-3 м. Если использовать высокие столбы, хорошо закрепить их в почве и соединить сверху перекладинами, получим дополнительную конструкцию для разного рода плющей и лиан, которые также могут играть роль плотного зеленого забора. К тому же, лианы, кроме роз и клематисов, хорошо переносят тень, что особенно важно для северной стороны забора Здесь особенно красивы лимонник китайский (Schisandra chinensis), древогубец круглолистый (Celastrus orbiculatus), тот же виноград, плетистые розы, и клематисы. Но клематисы и розы плохо переносят наши русские зимы, и их требуется на зиму снимать с опор и укладывать на землю, прикрывая лапником.
Соседа может ужалить оса, а он – можете быть уверены! – заявит, что это была пчела, и именно ваша пчела. Высаживая «живую изгородь» или устанавливая опоры для дикого винограда и плющей, нужно иметь в виду, что если с соседями не установлены соответствующие отношения, то пчеловода не защитит даже 5-метовый забор. Придут судебные приставы и прикажут вам всех пчел убрать. Звучит это как шутка, но это, к сожалению, не шутка: истории известно много случаев именно такого «налаживания добрососедских отношений».
По материалам
ж-ла Pszczelarstwo № 3/13
Подготовил В. Ефимов