Вроде все понятно: бортники следили за дуплами (бортями) диких пчел, собирали мед, выдалбливали новые дупла по соседству со старыми, чтобы рои не улетали далеко.
Они были лучшими знатоками лесов и границ смежных земель.
В спорных вопросах о межах всегда обращались к бортникам, поскольку свою профессию и бортные ухожаи они передавали по наследству чуть ли не из века в век.
Интересно, что во всех документах бортников рассматривают наравне с мордвой и другими нерусскими народами, причем называют их по ремеслу, а не по национальности. Например, «в Арзамасском уезде мордовских и бортничьих 59 деревень да починок...».
В 1619 г. было издано наставление писцам Арзамасского и Нижегородского уездов для описания мордовских и бортницких сел: «И будет которая мордва и бортники... объявятся где в сыску за владыки и за монастыри и за бояры и за всякими людьми всяких чинов, за кем ни буди, тое мордву и бортников и их жен и детей сыскивая, велети вывозить в те села и в деревни и сажать их на старинные их жеребья».
Центральная власть прекрасно знала, что пчеловодство (бортничество) не может появиться само по себе. Это труд и многолетний опыт. Мордовский народ исстари был привержен к бортничеству, поэтому и отдавали ему бортные ухожаи.
Во многих документах, даже военного характера, бортников отделяют от других людей. Например, в 1515 г. от московского посла в Турции пришло сообщение: «Да писал есьми с Дону к тебе государь, что к нам прибежали полоняники. А имали их, государь, азовские казаки рязанских бортников и рыболовей сее зимы о мясном заговеньи, да и мордву, Темиревых ясашников Якшенина». Вот так: бортники отдельно, а мордва отдельно, хотя именно последние были лучшими бортниками в лесах по Оке.
В 1606–1609 гг. смута великая возникла в России. Летописи свидетельствуют: «В те же времена собрався мордва и бортники и боярские холопи и крестьяне, приидоша под Нижний Новгород, осадиша». Несомненно, бортниками были и русские, и мордва, и черемисы (марийцы. — Авт.), но бортники выделены, будто они принадлежат к какой-то касте. По-видимому, во время осады бортников было много и они составляли свои воинские отряды.
Найдено еще несколько старинных документов, свидетельствующих об особом положении бортников. Например, 10 декабря 1608 г. нижегородский воевода А.С.Алябьев сообщает целовальникам и крестьянам Стародубских сел: «…Под Нижним канун Николина дни мордву, и бортников, и арзамасцов, и иных многих воров побили наголову...». А вместе с князем А.А.Репниным он пишет в Муром: «...Да декабря ж в 11 день приходили к селу Павлову воры литва, и мордва, и бортники, и сотники с стрельцы, и подымные люди».
В донесении казанских воевод В.П.Морозова и Б.Я.Вельского от 11 марта 1609 г. читаем: «...Приходили в Горную сторону в Свияжской уезд, собрався воры с Олаторя, и с Курмыша, и из Ядрина, и из Арзамаса, и из Темникова, и из Касимова, князь Еналейко Шугуров, да князь Брюшейко Яникеев, да князь Иванко Смиленев, да Федько Киреев, да Якушко Гладков, да Васка Ртищев, да Семейка Кузминской, а с ними сборные многие люди тех городов: дети боярские и стрельцы, и мордва, и бортники, и горная чюваша, и черемиса, а хотели они приходить к Свияжскому…».
Интересные сведения приводит А.Гераклитов (1931). Так, в 1629 г. «да с мордвы ж и с бортников, и с черемисы, которые ходят бортные ухожаи в Нижегородском уезде, оброчного меду по окладу 546 пудов 14 гривенок». В 1665 г. «марта в 14 день... прислано к Москве с Арзамасской мордвы с бортников и с монастырей оброчного меду на нынешний год 221 пуд 39 гривенок, и тот мед отослан на Оптекарский Двор».
Бортник по роду своего занятия — труженик-одиночка. Мед из бортей он тоже ломает без свидетелей.
С соседями на границах своих ухожаев бортники встречались редко. Но судя по документам они всегда объединялись между собой. Если жили в селе, то строили дома на отдельном конце. Военные отряды также организовывали свои. Эта профессия была каким-то наднациональным образованием: ею могли заниматься черемисы, мордва, русские, но все они прежде всего были бортниками.
А.И.РЫЖИКОВ
Мордовия