Северную часть Западной Сибири — Томская, Новосибирская, Омская области — занимают Васюганские болота. Это огромная территория, равная площади Франции с Нидерландами. В настоящее время здесь почти никто не проживает и не занимается сельским хозяйством, но она остается богатым пастбищем для пчел. Эта территория расположена в розе ветров, где воздушные массы городов с промышленными газами обходят ее стороной, поэтому собранные пчелами продукты пчеловодства не содержат вредных элементов.
Кафедра зоологии и рыбоводства Новосибирского государственного аграрного университета провела бонитировку кормовой базы Васюганских болот и установила, что в этой зоне произрастает большое количество медоносных растений: Rubus idaeus L. (малина лесная), Angelica sylvestris L. (дягиль лесной), Archangelica decurrens L. (дягиль сибирский), Ribes nigrum L. (смородина черная), Cirsium heterophullum L. (осот полевой), Mеlilotus offiсinalis Desr. (донник лекарственный), Melilotus albus Desr. (донник белый), Centaurea scabiosa L. (василек перистый) и около пятидесяти видов рода Salix (ива). Таежные пчелиные пастбища ежегодно выделяют десятки тысяч тонн высококачественного экологически чистого нектара.
В этом регионе на две-три недели раньше отмечается приход зимы и на две недели позже наступает весна. Весенняя и летняя ночные температуры на 5–7°С ниже, чем в степной зоне Западной Сибири. Учитывая вышесказанное, мы решили определить эффективность разведения пчел в условиях этого региона.
В 1987 г. была создана учебная пасека Новосибирского агроуниверситета. Она расположилась на границе Васюганских болот в Коченевском районе Новосибирской области. На нее завозили пакеты семей с Кавказа, из Закарпатья, Киргизии и с Дальнего Востока. По учетам за 16 лет средний медосбор одной пчелиной семьи колебался от 40 до 70 кг.
Необходимо отметить, что еще раньше по приказу Министерства сельского хозяйства РСФСР от 17 мая 1962 г. №121 на пасеки Новосибирской области завозили пчел следующих пород: итальянская (Apis mеllifera ligustica), карника (Apis mellifera carnica), серая горная кавказская (Apis mеllifera caucasica), кубанская желтая (Apis mellifera remipes), дальневосточная породная группа (Apis mellifera acervorum). В итоге пчеловоды оказались перед фактом ухудшения качества разводимых здесь пчелиных семей, снижения их продуктивности. В настоящее время сложившийся массив можно считать типичным для большинства пасек области, так как аналогичные завозы пчел разных пород отмечались во всех ее районах. В результате в Новосибирской области главенствуют помеси неизвестного поколения. Очень ройливые, злобливые пчелы, матки с низкой яйценоскостью: от 580 до 1200 яиц в сутки. При подготовке к роению семьи закладывают от 40 до 67 маточников, роятся даже рои-перваки. В семьях пчел-помесей можно встретить печатку меда и мокрую и сухую. Они плохо зимуют или гибнут в процессе зимовки. Для покрытия зимних потерь завозили пакеты пчел из других регионов с теплым климатом. Какое-то время отмечался некоторый положительный эффект, но потом из-за высокой стоимости и дороговизны перевозки пакетов от этого отказались.
Сегодня стоит острая проблема: как сохранить отрасль пчеловодства в Западной Сибири, не используя завоз пчел из других регионов. Для ее решения мы провели ряд исследований.
Подобрали группы пчелиных семей-аналогов с учетом возраста маток, улочек пчел, числа рамок расплода и запасов корма. Все семьи содержали в одностенных стандартных двухкорпусных ульях на рамку 435х300 мм. Применялась кемеровская система ухода за пчелами, разработанная профессором В.Г.Кашковским.
В контрольной группе (1) семьи не размножали искусственно. Если случайно выходили рои, то их использовали как естественный прирост. В подопытной группе (2) в начале июня от семей, где имелось восемь рамок расплода, организовали индивидуальные отводки на свою плодную матку (В.Г.Кашковский, 1989, 1991). Для этого в новый улей помещали рамку со свежим медом и пергой. Из основной семьи брали три рамки со зрелым печатным расплодом и сидящими на них пчелами. Рядом помещали две-три сотовые рамки и обрызгивали теплой водой, чтобы пчелы отводка не страдали от жары. Сюда же стряхивали пчел еще с трех рамок основной семьи. На среднюю рамку с расплодом пускали матку из основной семьи. При формировании отводка леток закрывали и открывали на другой день, когда воздух на пасеке прогревался. В семью, где отобрали матку, вместо расплода подставляли рамки с вощиной. Здесь пчелы закладывали свищевые маточники. Через четыре дня ее осматривали и на двух рамках в середине гнезда оставляли по два лучших открытых маточника, остальные срывали. Еще через четыре дня семьи осматривали снова. Если обнаруживали новые маточники, то их также удаляли. Проверку качества родившихся маток проводили через 31–33 дня после формирования отводка.
В третьей (3) подопытной группе для размножения использовали сборные отводки. Работу начинали в начале июня. От самой сильной семьи в группе отбирали матку для организации с ее помощью сборного отводка. Для этого от каждой семьи этой группы брали по две рамки запечатанного расплода и дополнительно стряхивали пчел. Всего отобрали восемь рамок. В отводок с краю ставили рамку с медом и пергой, затем восемь рамок расплода, две вощины и одну сотовую. Через 4 ч сюда же пускали плодную матку из лучшей семьи. В семье, откуда ее взяли, пчелы закладывали свищевые маточники. Через 12 дней один маточник оставляли в ней, остальные зрелые передавали в сборные отводки, организованные по вышеописанной схеме.
Также мы определяли биологические признаки и хозяйственно полезные качества интродуцированных пчелиных семей. Качество маток оценивали по их суточной яйценоскости. Учет вели по методике В.Г.Кашковского (1970,1971) через каждый 21 день, используя рамку-сетку. Продуктивность определяли по валовому сбору меда, для чего взвешивали на ручных весах с точностью до 100 г весь отобранный мед и оставленный в ульях для зимовки. Восковитость семей учитывали по числу отстроенных рамок и затратам воска на запечатывание сотов по методике В.Г.Кашковского (1966) и Д.Г.Шушкова (1966). Опыт проводили в условиях, неблагоприятных для развития семей. Весной (после выставки) во время цветения всех видов ивы стояла холодная погода и только четыре дня были теплыми. Однако пчелы успели собрать нектар и пыльцу, что способствовало росту семей.
После окончания цветения ивы пчелы собирали пыльцу и нектар с одуванчика, змееголовника сибирского, будры плющевидной, черноголовки. Несмотря на обилие видового состава растений, взяток был поддерживающим. Начало главного медосбора связывали с цветением донника, но с самой весны не было ни одного дождя, а во время его цветения ночи были холодными (7–10°C), а дни — жаркими. Это отрицательно сказалось на выделении нектара растениями и соответственно на посещаемости пчелами цветков. Вместо главного медосбора мы фактически имели все тот же поддерживающий взяток. Опыт проводили в течение двух лет. В первый год (1999) оставили зимовать основные семьи и прирост, а на следующий размножали все семьи прошлого года. Результаты опыта по размножению семей первого года приведены в таблице. 1. В контрольной группе в условиях слабого взятка роились все пчелиные семьи (100%), получили индивидуальных отводков — 125% и 100% сборных. Самыми продуктивными семьями оказались семьи первой и третьей групп, то есть при размножении роями и сборными отводками. Размножение индивидуальными отводками резко снизило продуктивность пчелиных семей.
Основные семьи и полученный прирост подготовили к зимовке (табл. 2). Осенний учет показал, что во всех группах семьи в зиму пошли сильными. Это очень важно для хорошей зимовки и весеннего развития.
Весной 2000 г. из зимовки семьи вышли в хорошем состоянии, отхода не было. Этот сезон для медосбора был неблагоприятным по всей Новосибирской области. Так, в Мошковском районе в некоторых случаях вообще не получили товарного меда, а максимальное его количество не превышало в среднем 4 кг, в Тогучинском — от 4 до 30 кг. В таблице 3 приведены результаты работы 2000 г. В этот же сезон мы продолжили размножать пчелиные семьи согласно описанной выше схеме опыта.
Данные, полученные за два года, показывают, что даже при очень неблагоприятных погодных условиях за такой период можно естественным роением увеличить число семей пчел с 4 до 16 (403%), индивидуальными отводками до 19 семей (572%), сборными до 17 шт. (422%). При этом все семьи обеспечили себя кормами и дали товарный мед. Их сила и полученного от них прироста — свыше восьми улочек, то есть пчеловоды могут в зависимости от опыта работы размножать пчелиные семьи и роением, и индивидуальными и сборными отводками.
Наши исследования доказывают, что проблему повышения продуктивности пчелиных семей и увеличения сборов меда нужно решать не заменой породы пчел, а размножением уже существующих семей. Тем более что довольно часто среди них встречаются семьи с высокими хозяйственно полезными показателями, отличающиеся хорошей зимостойкостью, имеющие белую печатку меда, что явно говорит о превалировании признаков среднерусской породы. Необходимо выбраковывать ройливые, низкопродуктивные, с мокрой печаткой меда. Такая работа, на наш взгляд, даст положительный эффект в ближайшее время, и в дальнейшем можно будет говорить о восстановлении содержания на пасеках среднерусской породы.
Предложенными мерами можно быстро увеличивать число пчелиных семей в районе Васюганских болот и получать экологически чистые продукты пчеловодства. Таким путем область полностью освобождается от завоза пакетов пчел и маток из других регионов.
А.А.ПЛАХОВА
Новосибирский государственный
аграрный университет,
кафедра зоологии и рыбоводства