Мы непрерывно следим за возникновением устойчивости клещей к тому или иному средству лечения и за проникновением устойчивых форм паразита из других стран (применяют перекрестные испытания на устойчивость к воздействию амитраза, флувалината и акринатрина).
Охрана продуктов пчел от загрязнения резидуальными остатками лечебных средств гарантирована прежде всего минимизированием их доз; немаловажен выбор действующего начала. В этом отношении весьма выгодно применение амитраза, который не растворяется в жирах, не накапливается в сотах и подвергается быстрому гидролизу в водной среде.
На возникновение резидуальных остатков оказывает большое влияние и метод внесения лечебного средства. Самый лучший — окуривание и аэрозоли, так как большая часть препарата попадает на тело пчелы. Добавление лекарств к корму и поливание насекомых в улочках не применяем. Эти способы лечения повышают количество резидуальных остатков.
В Чехии широко развита сеть зарегистрированных и элитных пасек, на которых ведут селекционную работу, направленную на повышение естественной устойчивости пчел к заболеваниям. Родители всех племенных искусственно осемененных маток, поставляемых элитными пасеками для дальнейшего размножения, уже много лет испытываются на гигиеническое (санитарное) поведение пчел. Для этого вырезают часть сота с запечатанным расплодом (около 100 ячеек), который умерщвляют холодом, затем сот возвращают на свое место, определяют время, необходимое пчелам для удаления мертвого расплода. Если на это им потребуется более 48 ч, матку нельзя использовать для дальнейшего разведения.
В племенных пчелиных семьях в течение года контролируют осыпь клещей. Выбирают те, где клещи дольше задерживаются на пчелах, прежде чем перейдут в расплод, то есть динамика популяции клещей в них замедлена.
Американский гнилец в Чехии не лечат, пораженные семьи сжигают вместе с ульями. Это возможно, поскольку заболевание распространено незначительно. Мы стремимся обнаружить больные семьи на начальной стадии поражения. С этой целью ведем регулярный контроль за их состоянием, а в последнее время используем, как мы считаем, более эффективный метод обнаружения спор гнильца в запасах меда в сотах; далее определяем наличие спор в подморе и мусоре на дне улья. Это позволяет обследовать большие территории.
Европейский гнилец и акарапидоз в последние годы в Чешской Республике не диагностировались.
С известковым расплодом боремся селекцией семей на повышенный инстинкт к очищению. Такие семьи убирают зараженные личинки раньше, чем они станут заразными, поэтому болезнь не проявляется клинически. При необходимости обрабатываем пчелиные семьи муравьиной кислотой. Особое значение придаем поддержанию чистоты и дезинфекции.
Наши пасеки страдают от нозематоза.
В настоящее время в Чехии нет официального утвержденного лекарства для его лечения. Сильно действующий антибиотик фумагиллин по гигиеническим причинам в Европейском сообществе запрещен, поэтому при борьбе с нозематозом обращаем особое внимание на содержание сильных семей и регулярную дезинфекцию. Хорошие результаты дает дезинфекция прогреванием (24 ч при температуре 50°С). Пары муравьиной кислоты тоже снижают инвазию. Замечу, что применение муравьиной кислоты против варроатоза одновременно дезинфицирует соты прямо в улье.
Возвращаясь к началу статьи, хочу подчеркнуть, что заболевания протекают намного тяжелее, если пчелиная семья заражена варроатозом. Стабилизация варроатоза в Чехии по всей вероятности является причиной того, что прочие заболевания на наших пасеках проявляются лишь от случая к случаю.
Владимир ВЕСЕЛЫ
Научно-исследовательский
институт по пчеловодству,
252 66 Либчице на Влтаве,
Чешская Республика
(Vyzkumny ustav vcelarsky v Dole,
252 66 Libcice n. Vlt., Ceska Republika)