Традиционные встречи молодых пчеловодов Чехии и Словакии становятся акцией, выходящей за рамки чешско-словацких отношений. Эта акция становится международной; по крайней мере, об этом свидетельствует то, что на нынешнюю встречу была приглашена небольшая – всего 2 человека – делегация австрийского союза пчеловодов.
В будущем, как сказал председатель нашего союза пчеловодов, зарубежных гостей будет больше. Во время Встречи ж-л «Včelařstvi» взял интервью у председателя Австрийского Союза пчеловодов Josef’а Ulz’а.
- Господин председатель, сколько пчеловодов в настоящее время имеется в Австрии, сколько пчеловодов у вас зарегистрировано и какова возрастная структура вашего Союза?
- В настоящее время мы имеем 24 тыс. организованных пчеловодов. Вместе они владеют 293 тыс. семей пчел. Это, конечно, не охватывает всех пчел в Австрии. Их действительное количество оценивается примерно в 400 тыс. семей пчел.
Возрастная структура членов нашего Союза очень похожа на вашу: средний возраст у вас составляет 59,5 лет, а в Австрии немного меньше – 58 лет. С такими цифрами мы не можем быть спокойными. Это является еще одной причиной, почему мы должны уделять больше внимания работе с молодежью. Более года назад мы создали у себя определенную структуру, в функцию которой входит работа с молодежью на местах. Сотрудник этой структуры старается найти на месте человека, способного и желающего работать с молодежью. Союз пчеловодов насчитывает 958 первичных организаций. Правда, наша структура по работе с молодежью еще не функционирует должным образом. Все функционеры по работе с молодежью должны быть активными. В этом залог успеха. Проводится специальная подготовка таких функционеров, чтобы они знали, что нужно предпринимать, чтобы привлечь молодых пчеловодов разных возрастных групп, как выглядит положение с юридической точки зрения, и оказываем определенную методическую подготовку.
- В чем заключаются слабые стороны пчеловодов в Австрии?
- Прежде всего, слабость я вижу в области маркетинга, также как и в работе с молодежью. Это сигнал к тому, что нужно направлять силы в определенном направлении. Следует пропагандировать пчеловодство, в том смысле, что это прекрасный вид деятельности, обеспечивающий экономическую независимость. Некоторые первичные организации работают в этом направлении лучше, другие хуже; хорошие используют пропаганду на TV в благоприятное для этого время, что стоит, разумеется, денег. Инвестиции для современного пчеловодства могут поступать как на образование, так и на материальное оснащение. Многие молодые пчеловоды в последние годы увеличили инвестиции и, следовательно, увеличили качественно и профессионально свои производства. Эта ситуация относится ко всему сельскому хозяйству, где остается все меньше крестьян, но их хозяйства улучшают свою эффективность, труд их становится все более интенсивным.
Положительным является и общественное понимание роли пчеловодства, как отрасли, с точки зрения опыления не только для прямого хозяйственного значения, но для сохранения здорового жизненного пространства. Значительную помощь представляет возмещение до 40% расходов на приобретение нового оборудования для пчеловодства. Образование, правда, не бесплатно, но и в этом случае более 80% оплачивать не приходится. Использование этих возможностей в пчеловодстве повышает уровень гигиены питания. Следует стремиться к тому, чтобы эта помощь была постоянно доступной большинству пчеловодов.
С точки зрения привлечения новых людей в нашу отрасль важным ключевым моментом является определенный опыт первого общения с пчелами. Это может быть, например, случайная встреча с роем пчел, наблюдение за работой пчеловода при его уходе за пчелами и т.п. В школах, например, где дети получают начальные сведения о пчелах, необходимы ключевые моменты для получения дополнительной информации. Это может развить активность школьника в его интересе к пчеловодству, что будет иметь в последующем позитивную мотивацию. Если не приучать с детства, не показать, не научить, не объяснить, что когда они начнут заниматься пчеловодством, то должны будут решить массу проблем, что пчеловодство является сложной отраслью, тогда трудно будет привлечь их внимание к этой проблеме. Приоритетными являются позитивные мотивации, что в пчеловодстве не простое дело. Это касается не только детей. Принцип позитивной мотивации применим для каждого заинтересованного, в том числе и для взрослого человека.
Привлечение новых людей является важным делом, поскольку количество пчеловодов постоянно уменьшается. Когда в 1992 г. я возглавил Австрийский Союз пчеловодов, в нем было 30 тыс. членов. Познакомившись ближе с их возрастной структурой, считаю, что к 2015 г. у нас будет лишь 16-18 тыс. человек. Существующие тенденции этому способствуют. Мы стоим перед большой проблемой: во многих обществах присутствуют только пчеловоды в возрасте около 65 лет. Если эти общества не смогут привлечь молодых пчеловодов, деятельность их через 10-15 лет прекратится. Это было бы нежелательно. Ведь при современных возможностях образования и его качестве можно за относительно короткое время – 2 года – получить необходимые теоретические знания и практические навыки, и подготовить так необходимых нам молодых специалистов. Специалисты даже такого уровня подготовки, соответствуют по старым меркам пчеловодам с 20-30-летнем опытом, добытым «тяжелым потом», сопровождаемым, при этом, рядом ошибок.
Конечно, важно, чтобы качественная теоретическая подготовка была дополнена необходимой практикой. Даже если все прекрасно объяснено, перед бывшим курсантом может возникнуть практическая проблема, когда он не сможет применить на практике полученные знания.
Včelařstvi № 9/07
Пер. с чешск. В.Ефимов