История

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Вторник марта 19, 2024
бортник

бортникБортничество стало первым этапом в развитии собственно пчеловодства как вида производственной деятельности удмуртов, новой формой их отношений с экологической системой лес — медоносные пчелы — нектароносная флора.

Борть — это живое дерево с дуплом, в котором поселилась пчелиная семья. Русское название происходит, очевидно, от слова бор. По-удмуртски борть — подэм, а бортничество — нюлэскын муш вордон (нюлэскын — лесной; муш — пчела; вордыны — разводить) или подэм жутъяса мушкан (жутъяны — поднимать, подавать наверх).

В Удмуртской Республике и поныне есть населенные пункты с названием Мушак (Киясовский район), Мушковай (Увинский район). Довольно часто встречаются фамилии Мушегов, Бортников, Пчелин.

О том что пчеловодство издревле существовало в бассейне реки Камы, а лучше сказать — Волги, где происходило становление удмуртского народа, косвенно говорит его пословица: «Чечы гине мед луоз, дуринчи Кам сьорысь но вуоз» — «Был бы мед, оса и из-за Камы прилетит». Жившее в верхнем бассейне Волги финское племя меря, слившееся к XIII в. со славянами, медово-перговую брагу называли пур, пуре, поэтому здесь же мы встречаем немало географических названий с таким корнем.

 
 

Мордва, которая, как и удмурты, относится к финно-угорским народам, пчеловода называет словом мещера. Так, по своему основному занятию именовалось и племя, жившее между реками Клязьмой и Окой.

После очень долгого периода становления и развития пчеловодства временем его расцвета можно считать IX–XVII вв. Труд, который затрачивал бортник на изготовление борти и уход за пчелами, давал ему право пользоваться пчелиной семьей и ее продуктами по своему усмотрению. Это была его частная собственность. Так возникла необходимость ставить на бортном дереве свою метку, знамя, тамгу, пус, обозначать границы разделения одних владений от других. Такие владения назывались по-русски бортными ухожьями. Отсюда, кстати, возникло слово ухаживать. Метки на границах отличались от меток на конкретных бортях. Первоначально бортничество ориентировалось на пчел, живших в естественных дуплах, затем постепенно стали появляться более сложные и совершенные способы содержания семей пчел.

На территории Удмуртии медоносные пчелы существовали с доисторических времен. В хозяйстве удмуртов пчеловодство издавна занимало большое место. Известный ученый, психиатр и невропатолог В.М.Бехтерев после посещения Вятской губернии в 1880 г. в журнале «Вестник Европы» писал, что «одним из любимых занятий удмуртов является пчеловодство. Пчеловодству местное население придавалось со всей страстью охотников. Пасека обычно размещалась на поляне и обставлялась изгородью».

Школьный учитель и священник Г.Верещагин из села Сосновка (ныне Шарканский район) в конце XIX в. отмечал: «…часть жителей имеет пчел от двух до двадцати чурок (колод), из каждой чурки добывают меду каждый год от 10 фунтов до двух пудов в год: весной после благовещения и осенью после страды. Пчеловод в жаркие дни, во время сенокоса, караулит рои в своих пчельниках и пересаживает их в новые чурки» (Верещагин, 1995).

Более точные сведения о числе семей имеются только на начало XX в. согласно карте Вятской губернии, которая была найдена несколько десятков лет назад в Кировской конторе пчеловодства. Эта карта представляет интерес в связи с тем, что Глазовский, Сарапульский и часть Елабужского уездов губернии составляли основу нашей современной Удмуртии. Судя по ней в 1901 г. здесь было 40–45 тыс. семей пчел. В 1909 г. в Глазове земским пчеловодом Н.А.Бадовым была организована школа и выставка по пчеловодству. Ее посетило около 500 человек, а в Сарапульском уезде тогда уже много лет существовала Юскинская пасека, которая находилась в 60–70 верстах от поселка на Иже и вдали от трактов.

К концу 1910 г. северную полосу губернии обследовали достаточно хорошо, а менее тщательно — Сарапульский и Елабужский уезды, где пчеловодство было более всего развито.

В 1924–1925 гг. пчеловодством в Удмуртии занималось каждое семнадцатое хозяйство. На каждого владельца приходилось в среднем по четыре улья.

Надо отметить, что к праздничному столу удмурты обязательно сохраняли мед. Если не было своего, то они покупали его или занимали у соседей.

Историк В.А.Максимов в 1925 г. писал: «Полеводство и огородничество поставлено плохо и дает малое подспорье хозяйству. Совершенно другое отношение удмуртов к пчеловодству. Здесь они внимательно наблюдают за жизнью и работой пчел, ухаживают, выполняют разные работы, считают пчел священными насекомыми. Есть случаи, когда удмуртские семьи имеют по 100–150 ульев пчел, по 2–3 семьи встречается довольно часто».

Большое сокращение числа семей пчел произошло в послевоенный период, что связано с вывозом их в освобожденные от оккупации районы Советского Союза. Это делалось для быстрейшего восстановления разрушенного войной пчеловодства Советского Союза.

К 1965 г. довоенную численность семей пчел в Удмуртии восстановили. Тогда на душу населения в Удмуртии в год приходилось 710 г меда, а в Российской Федерации — только по 160 г. Это говорит о том, что, несмотря на все недостатки в отрасли, пчеловодство в Удмуртии было развито лучше, чем другие отрасли сельского хозяйства.

 
 

Сейчас пчеловодству уделяется крайне мало внимания. Хотя созданная еще в 30-ые годы XX в. в Ижевске контора пчеловодства существует и в настоящее время. Во многих хозяйствах пасеки ликвидируют как убыточные. Ими теперь в основном занимаются пчеловоды-любители. Еще один пример. До революции только в одной Вятской губернии выходило несколько журналов по пчеловодству: «Яранское общество пчеловодов», «Пчеловодство Вятки», «Пчеловодство», «Пчеловод». В настоящее время издается только один журнал и две газеты по пчеловодству на всю Россию.

С горечью приходится отметить, что пока не написана монография об истории удмуртского пчеловодства. Настало, на наш взгляд, время и для организации у нас музея пчеловодства. Отсутствие и того и другого — свидетельство неуважения к изучению одного из основных занятий наших предков. А время безвозвратно уносит все больше свидетельств прошлого. Беспокоит нас и отсутствие в Удмуртии закона о пчеловодстве, который давно существует в граничащих с нами республиках.

Л.М.КОЛБИНА

Удмуртский государственный
научно-исследовательский
институт сельского хозяйства

 

События

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 173 гостя и нет пользователей

Яндекс.Метрика