Рассмотрим наиболее типичные неисправности старых дымарей: порванные меха, сломанная пружина, прогоревшее дно корпуса, расшатанные заклепки, крепящие меха к корпусу, помятые дымовые раструбы, сломанные крючки и шарниры откидной крышки, опустившаяся на дно корпуса гильза-жаровня (в результате перекрывается воздуходувное отверстие), сильно закоксованная и заклинившая гильза, растрескавшиеся дощечки мехов.
Все эти неисправности, кроме ремонта мехов, довольно легко устранить. Так как металлический корпус дымаря намного долговечнее мехов, они должны иметь разъемное соединение. Это позволит заменять прохудившиеся меха на запасные, которые можно сделать в пасечной мастерской. (Еще лучше, если бы выпуск запасных мехов был налажен на заводах пчелоинвентаря. При этом никаких серьезных изменений в производстве дымарей не потребуется.)
Срезаем головки гвоздей, закрепляющих кожу на мехах, шаровой фрезой слесарно-инструментальной машинки «ГНОМ» с гибким валом для привода рабочего инструмента. Жестяные уголки, стягивающие меха, таким образом не повреждаются. Отделяем их и кожу от фанерных крышек.
Пружина снимается вместе с внешней крышкой. Затем с помощью «ГНОМа» или дрели срезаем головки с трех алюминиевых заклепок и отсоединяем внутреннюю крышку от П-образной скобы. Раскраиваем новые меха, используя снятую кожу как шаблон. Крышки мехов вырезаем с помощью ножовки по металлу или на циркулярной пиле из многослойной фанеры толщиной 10 мм. Крючки делаем из полосового железа толщиной 1,2 мм. Просверливаем воздуходувное отверстие Ø 10 мм. Штатную коническую пружину заменяем цилиндрической пружиной сжатия Ø 18–20 мм, длиной 70 мм, с шагом 10 мм. На обоих крышках устанавливаем опорные гнезда из алюминиевой трубки высотой 10 мм, которые предотвращают смещение пружины.
Но самое важное — мы делаем крепление мехов с корпусом дымаря разъемным. Разрезаем П-образную скобу дымаря посередине вдоль и разгибаем ее крепежные плоскости с монтажными отверстиями на 180° (рис.). Сверлим внизу скобы два дополнительных отверстия и закрепляем меха на дымаре четырьмя болтами. Разнос болтового крепления увеличивается, соответственно возрастает прочность соединения.
Чтобы отогнутые металлические части скобы не жгли руки, на них (под болты) накладываем сверху по полоске паронита (90х25 мм). Для герметизации мехов под шайбы болтов подкладываем стеклоткань, пропитанную силикатным клеем (жидкое стекло). Отверстия в пароните и других прокладках делаем трубчатым сверлом или трубкой-высечкой. Чтобы крепежные болты и гайки не прикипели, целесообразно подобрать латунные или омедненные. Обтянув кожей закрепленную на дымаре внутреннюю крышку, устанавливаем пружину, натягиваем и закрепляем жестяными уголками кожу на наружной.
Надеемся, что наши советы помогут продлить жизнь пасечных дымарей.
М.Г.ХАЦИРЕВИЧ, Ю.М.ХАЦИРЕВИЧ
Кемеровская обл., г. Прокопьевск